На страницах потускневших от времени рукописей можно найти упоминания о многом, что кажется чудесным, невозможным и необъяснимым. Здесь речь пойдёт о как раз о таком персонаже, наиболее упоминаемом авторами Средневековья. Это самый известный образ фантастического животного в мире, переживший многочисленные трансформации за время своего легендарного существования.
Единорога впервые упоминает греческий историк Ктесий (историк второй половины V — начала IV вв. до н. э.). Он описал животное, которое якобы водилось в Индии: «Ростом больше лошади. Тело белое, голова тёмно-красная, глаза голубые. На лбу рог. Порошок, соскобленный с этого рога, может спасти от смертоносного яда».
Плиний прибавляет другие подробности: «В Индии охотятся еще за другим зверем, единорогом, который туловищем схож с лошадью, головою с оленем, ноги как у слона, а хвост кабаний. Ржет он басистым голосом, посреди лба торчит длинный черный рог. Полагают, что живьем его невозможно взять». (Гай Плиний Секунд древнеримский писатель-эрудит, автор крупнейшей энциклопедии «Естественная история». 23 г.по 79 г. от Рождества Христова)
Вера в мифических существ оставалась чрезвычайно стойкой на протяжении всего Средневековья, поскольку велико было уважение к мудрости древних. Однако с точки зрения христианства, эти животные представляли собой загадку.
Не мешает напомнить, что образ мира и все живые существа, независимо от их происхождения и среды обитания, находились в символической иерархии, где их место определялось степенью близости к Богу. Ведь мир — это творение Господа, где невозможны ошибки, где всё на своих местах, где даже существа чудовищные имели место быть. Например, Бернар Клервоский полагал, что Божье творение настолько велико и продуманно, что человеческий ум просто не способен вместить это (Бернард Клервоский -французский средневековый богослов, мистик, общественный деятель, цистерцианский монах, аббат монастыря Клерво, 1090-1153 г., Клерво,Франция).
Средневековым теологам не требовалось усилий, дабы объяснить происхождение и вписать в христианскую концепцию выходца из Античности — единорога. Ведь и он сам и его рог не раз упоминались на страницах Библии:
А мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем (Пс 91, 11).
Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него (Чис 23, 22).
Хвала верному и всемогущему Богу, Ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш (Пс 88, 18).
И воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего (Лк 1, 69).
Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле? Понадеешься ли на него, потому что у него сила велика, и предоставишь ли ему работу твою? Поверишь ли ему, что он семена твои возвратит и сложит на гумно твое? (Иов 39, 9-12)
Наличие единственного рога как бы говорило само за себя: Отец и Сын единосущны. Рог — олицетворение духовной власти и благородства. Рог был воплощением силы божественного единства. Его белый окрас символизирует чистоту, к которой нужно стремиться. Единорог стал образом Спасителя; Он становится рогом избавления, воплотившимся от Непорочной Девы, пойманным с помощью коварства, безвинно страдавшим и убиенным.
В бестиариях Иисус Христос именовался «единорогом духовным», который «снизошел в утробу Девы».
Вообще, символическое мышление Средневековья — это не говорить напрямую, а дать подсказку. Почувствовать в те времена было куда важней, чем понять досконально.
Фрагмент поэмы «О единороге», выдержка из «Божественного бестиария» (Франция):
Это животное диковинное,
У коего один только рог на голове,
Это Спаситель наш, Иисус Христос.
Он и есть единорог небесный,
Что живет в лоне Святой Девы;
И столь достоин почитания;
В ней обрел он вид человеческий
И появился в мире нашем пред людьми;
И народ его не узнал его.
И даже наоборот, евреи выследили его
И схватили и связали;
И привели его к Пилату,
А там уже и к смерти приговорили.
(Автор: Гийом Клирик, около 1210–1211 г., Нормандия)
Но весь этот возвышенный символизм не мешал относиться к этому животному, так сказать, потребительски. Большая часть миниатюр того времени наглядно демонстрирует, что на него охотились и убивали. Всё дело в его роге: он казался мощным средством против той опасности, которая тревожила всех людей того времени. Считалось, что рог — мощнейшее противоядие, он может исцелить и предохранить от любого яда. Из рогов животный делали чаши, которые продавались как единорожьи, из которых можно было пить без малейшего риска отравления.
Вообще, единорог в Средневековье имел мало общего с белым конём с рогом во лбу. Считалось, что он был небольшим животным (немногим больше козлёнка) с приятным обликом, с рогом в средине лба, небольшой бородкой, необычайно подвижным, так что ни один охотник не был способен поймать его. Лишь непорочной деве было по силам приручить единорога.
Заманивали его по следующей схеме. Поскольку единорог — символ целомудрия, все авторы сходятся на том, что в качестве приманки нужна непорочная дева. Ее отводят к месту, где обитает единорог, и оставляют одну в лесу. Первоначально там изображалась Дева Мария, он клал голову ей на колени. А потом стали считать, что единорог вспрыгивает на грудь и прижимается головой к любой девственнице. Он поклоняется её чистоте и устоять не может. На коленях девы единорог становится смирным. Невинность девушки – непременное условие для того, чтобы охота была удачной.
Средневековые книги богаты на такие изображения:
Существовали расхождения в том, как должна выглядеть дева, служащая приманкой. В одних произведениях она изображалась одетой, в иных с обнажённой грудью, а в третьих она полностью обнажена.
Инна Колеватых
По материалам:
«Герои и чудеса Средних веков», Жак Ле Гофф
«Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире», Теренс Уайт
«Символическая история европейского средневековья», Мишель Пастуро