Единство в Боге живом

Когда религия превращается в идеологию, она не только не способна привлечь молодых людей, но и извращает сам образ Бога. Борьба идеологий ведет к все большему разделению, в то время как близость каждого к живому и единому Богу рождает естественное единство верующих. О том, как это происходит, говорил Олег Котов в своём докладе на I Московском межрелигиозном молодежном форуме. Приводим расшифровку его выступления.

Недавно я прочел одну занятную публикацию, в которой приводятся результаты социологического опроса российской молодежи по религиозной тематике. Мне показались интересными те тенденции, которые можно заметить в ответах молодежи, они также близки и мне. Среди них можно выделить своего рода запросы, существующие в современном российском обществе со стороны молодежи (причем не только религиозной) в адрес религиозных лидеров, будь то иерархи или просто молодежные лидеры, или те, кто так или иначе провозглашают идеалы той или иной религии. Проанализировав эту публикацию, я выделил четыре фундаментальных запроса: запрос на четность, на адекватность, на реализм и на свободу.

Запрос на честность присутствует, буквально парит в нашем обществе даже в социально-политическом контексте. В религиозном плане честность предполагает, что жизнь человека, провозглашающего религиозные идеалы, полностью им соответствует. То есть он провозглашает идеалы, исходя из личного опыта и опыта общины, а не исходя из каких-то формальных установок, которыми давно никто не живет.

Запрос на адекватность означает ничего не исключать из того, что есть в реальности, например, новые научные данные и открытия. Не закрываться в коконе своих религиозных мировоззрений. Смотреть как на другие религии, так и в принципе на всю реальность честно, сопрягая их со своим опытом. Это не означает мимикрировать под все подряд, но выносить адекватные суждения о том, что видим вокруг себя.

Запрос на реализм означает, что мой религиозный опыт как-то меняет мою жизнь, уже сейчас делая меня счастливым, а не просто говорит о какой-то вечности «потом». Потому что, если этот религиозный опыт касается только невидимой вечности, он рискует стать абстракцией. Среди молодежи ярко чувствуется запрос, чтобы та или иная религия меняла жизнь уже сейчас, в повседневности, в настоящем. Если духовный опыт не касается настоящего и существующей реальности, то его как будто нет.

И, конечно, запрос на свободу – это вечный мотив любой молодежи всех времен и народов. В религиозном плане я хотел бы выделить несколько факторов, связанных со свободой. Первый фактор – ненавязчивость. Сильнее всего молодежь раздражает, когда некоторые лидеры себя преподносят как авторитарные личности, навязывающие свой авторитет. Второй фактор – не морализировать, то есть не сводить религию, какой бы она ни была, исключительно к выполнению определенных моральных предписаний, хотя они действительно могут быть важны. Третий фактор – не идеологизировать, то есть не подменять живую веру идеологическим конструктом, просто набором идей. Именно на этом факторе я хотел бы остановиться подробнее, потому что это искушение есть всегда и везде.

Живое отношение с Богом против идеологии

Из самой прекрасной идеи, из самого прекрасного и истинного откровения можно всегда сделать идеологию. Грань между живым отношением с Богом и идеологией очень тонкая, на мой взгляд, она определяется словом «тайна». Идеология начинается там, где мы перестаем следовать за Богом, как за Тайной. Вне зависимости от того, как мы Его себе представляем, как бы мы ни пытались думать, что мы что-то о Нем знаем, я думаю, все религии согласны в том, что Всевышний непостижим и в значительной степени превосходит все, о чем мы знаем и что Он сам о себе, как мы думаем, нам открыл. И поэтому у нас есть только два варианта: либо мы закрываемся в идеологии своих представлений и неминуемо будем враждовать с другими идеологиями, либо мы следуем за Богом живым, а Бог живой не просто дает нам свободу, но Он и сам свободен. Это Его фундаментальное свойство. Если Бог свободен, то Он – тайна, и Он действует каким-то непостижимым путем. Когда здесь, на Земле, возникают хотя бы две идеологии, они обязательно будут враждовать, на этом основаны все религиозные войны за всю историю, потому что люди воспринимали свою религию идеологично.

Но беда не только в том, что мы перестаем быть братьями и постоянно воюем, а в том, что в таком случае мы извращаем образ самого Бога, мы делаем из Него суррогат, подмену, статичную куклу. Это может быть философский конструкт, сотканный из очень правильных идей, богословский конструкт, сотканный из правильных догматов, правильных с точки зрения каждой религии, это может быть социально-политический конструкт для процветания и благополучия общества. Такого «бога» удобно использовать для разный целей, для тех или иных манипуляций отдельными людьми или целым обществом, но он не имеет ничего общего с реальным Богом, который всегда непостижим, всегда остается Тайной.

Путь к единству верующих

Поэтому, с моей точки зрения, ключ к единству лежит только через то, чтобы каждый со своей стороны следовал за Богом через призму своего опыта и опыта общины. Чтобы каждый верующий и в целом община следовали за тайной действия Бога в судьбе личности и в судьбе всей общины. При таком следовании единство будет достигаться естественным путем, как близость к единому и живому Богу. В случае если это не так, то человеческие попытки единства будут скорее напоминать пародию и быстро разрушатся. Думаю, что невозможно достичь единства человеческими усилиями, это выше нас.

В заключение я хотел бы привести одну мысль из христианского богословия Троицы, которая прекрасно показывает путь к единству. Согласно этой мысли, лица Святой Троицы бесконечно различаются между собой, но одновременно они бесконечно едины, образуя единого Бога. То есть различие в Троице не приводит к разделениям, а наоборот, благодаря диалогу любви, ведет абсолютно инаковых к бесконечному единству. Думаю, что по крайней мере христиане, следующие этому идеалу, подобно Святой Троице призваны, видя бесконечное различие путей, не делать из этого разделений, а наоборот, принимая инаковость, становиться все более едиными с людьми, ищущими живого Бога. Однако важно, чтобы мы не пытались достичь этого единства как-то искусственно, своими усилиями, иначе это будет опять идеология, теперь уже идеология единства, извращающая такую прекрасную и богоугодную цель. Поэтому я уверен в том, что единственный подлинный способ – это следовать за тайной Бога, который Сам сделает собранных вокруг Него едиными таким образом, каким считает нужным.

Олег Котов