Экшн по-библейски

«Некоторые эпизоды могут содержать сцены насилия». Как вы думаете, что это за жанр кино, где зрителя сразу же встречает такая интересная надпись? Проще всего подумать о боевике, вестерне, фильме на военную тематику, наконец, переросшей свою аудиторию сказочке для детей. Но в нашем случае выясняется, что речь идёт о американском мини-сериале этого года «Библия», снятом совместно Криспином Рисом, Тони Митчеллом и Кристофером Спенсером. На счету этой троицы некоторое количество добротных сериалов второго плана, как развлекательных («Тёмные материи»), так и познавательных («Древние египтяне», «Конвой.  Битва за Атлантику»), несколько документальных фильмов («Последний полёт «Конкорда»,  «Неандертальцы»). Среди актёрского состава отыщется немного лиц, хорошо знакомых российскому зрителю. В основном, все присутствующие играют в сериалах локального значения, либо совсем маленькие роли. Однако Уильяма Хьюстона (Моисей) можно встретить в полицейском мундире на улицах Лондона «Шерлока Холмса», а Дауд Шах (апостол Пётр) мелькает в «Казино «Рояль» и «Джоне Картере». Тем не менее, получилось у всей этой сборной солянки на удивление бодро.

Скажите честно, что вам представляется при словах «фильм на библейскую тематику»? Думаю, что достаточно тягучая костюмная драма, где редкие спецэффекты, усугубляемые малобюджетностью, перемежаются длиннейшими напыщенными диалогами, а  грандиозные события растворяются в непрерывно меняющейся череде всё новых персонажей. Создатели «Библии» явно решили подойти к реализации довольно затёртой идеи по-новому. В результате получились 10 сорокаминутных серий, где драйв периодически достигает уровня нормального голливудского блокбастера.

Уже в самом начале фильма отличной находкой можно считать рассказ о сотворении мира от лица Ноя, раскачивающегося среди жирафов  и ягуаров на дне ковчега, который трещит от волн всемирного потопа, этот же мир уничтожающего. В общем, сначала всё было хорошо, но пришли люди и всё испортили. Очень сильно снята сцена жертвоприношения Исаака. После освобождения мальчик отказывается опереться на руку Авраама. И правда, как он относился к отцу после этого? Ещё один запоминающийся эпизод – молодой Моисей в костюме и «макияже» египетского принца, обритый наголо, ещё не знающий о своём предназначении.…Так и сквозит стиль Квентина Тарантино, помноженный на фирменные драки Джеки Чана в сцене избиения двумя ангелами агрессивных жителей Содома. Достаточно скоро содомляне успокоятся под градом огня с небес и неподвижным взглядом Лотовой жены. Захватывающей получилась, наверное, самая эпическая сцена Ветхого завета, переход через Красное море: фараон лишь бессильно наблюдает за гибнущей армией, которой не остановить избранный народ.

При всей зрелищности, при некоторых отклонениях от текста нельзя сказать, что сериал превратился в какую-то развлекательную историю о древних мифах. Отчётливо прослеживается мысль, как Бог, однажды заключив завет со Своим народом, неуклонно выводит его из самых тяжёлых ситуаций, посылая то ангелов, то людей. Да, многое пропущено, но режиссёров можно понять: у них не было цели снять сериал, который заменит Библию. Такое ни у кого не получится. Но вот стать для многих отправной точкой на пути в христианство он сможет. В самом начале повествования мы видим и надпись, говорящую о сохранения духа Книги. Своё обещание создатели сериала выполнили.