«Поэтому как избранные святые и любимые Богом «оденьтесь» в сострадание, доброту, смирение, кротость, терпение. Будьте снисходительны друг ко другу и прощайте друг другу все ваши обиды. Прощайте так, как Господь вас простил. И ко всему этому добавьте любовь, которая объединяет всё в одно совершенное единство. Пусть вашими сердцами руководит мир Христа, так как вы члены одного тела и призваны к миру. Будьте благодарны» (Кол 3:12-15).
Невозможно жить в падшем мире, населённом падшими людьми в ещё не преображённой плоти и не причинить боли другим или самому не пострадать от других. В этих обстоятельствах у нас, как верующих христиан, есть две возможности. Первая возможность: защитить себя, изолировавшись в иллюзорных «царствах», отдалиться от всего, замкнуться в себе или в «узком кругу своих», избегая открытости, пряча свою уязвимость за многослойными «защитами», позволяя страху отверженности и подавленному гневу контролировать свою жизнь. Вторая возможность: жить в реальности Божьего царства, любить других «расточительной» любовью, ничего не ожидая взамен и полагаясь на Его защиту.
Мы выбираем второе, если исполняем следующие наставления нашего Царя и Господа.
Когда мы причинили боль другим
«Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5: 23-24).
Не написано «если ты имеешь что-то против твоего брата», но «если твой брат был обижен или оскорблён тобой». И в этом случае мы должны бросить всё и сначала смирить себя в этих отношениях, очистив свою совесть, попросив прощения и возместив ущерб. Тогда и только тогда мы можем вернуться к алтарю и невозбранно поклониться, «взирая на славу Господню» и преображаясь по Его образу (Рим 12:2). Подобие Христу неразрывно связано с тем, насколько здоровы наши отношения с другими людьми.
Когда другие причинили боль нам
Мы склонны активно доводить до сведения других, как сильно они нас оскорбили, или вовлекаться в страстные оправдания по поводу того, что нас неправильно поняли. Но наставление Господа состоит в том, чтобы терпеливо, как Он Сам, сносить и то, и другое. «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал» (1Пет 2:23). Вместо того, чтобы мстить тем, кто угрожал Ему и оскорблял Его, Он «предавал то Судии Праведному». И это то, что следует делать нам. Отдавать это Богу. Отдавать бездумные комментарии, недобрые замечания, жестокие слова и несправедливость Тому, Кто в Своё время (другими словами, не опережая Его) всё исправит и, исправляя, преобразит нас самих.
Когда меня ранят слова подруги, это всегда кажется совершенно несправедливым. Разве нет? Я переживаю. Я снова и снова прокручиваю в голове тирады, достойные Пулитцеровской премии, о том, насколько я права, и насколько ужасно неправа она.
Только что я сделала на конференции доклад о том, что нам следует отдавать наши права Богу, и меня переполняло глубокое чувство осознания своей вины за то, что я вцепилась в своё негодование, усиленное притязанием на право быть понятой. По Божьей благодати я не выбрала противостояние, но вверила ситуацию Богу, впустив в своё сердце Его слово: «Только в Боге успокаивается душа моя, от Него спасение моё» (Пс 62:1).
И случилось удивительное. В это время молитвенного бдения Бог открыл мне правду, которая была в критическом высказывании моей подруги, и через неё указал мне на ту область, в которой царствовала моя гордыня, и которая раньше была скрыта от меня моим собственным возмущением. Это также позволило Богу поработать и в её сердце (хорошее напоминание о том, что я не Святой Дух, а Святой Дух – не я!), и она признала, что её способ сообщить мне свою критику был слишком суровым. В конце концов, мы совершенно помирились, и мне нечего было сказать!
Держитесь на моральной высоте. Бог обнаружит Свою волю и ваше оправдание: «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень» (Пс 36: 5-6).
И только с такой высоты мы можем протянуть руку тем, кто живёт в глубокой яме заблуждений, ошибок и грехов.
Когда противостояние уместно
Только тогда, когда бревно извлечено из твоего глаза, ты можешь ясно увидеть, как извлечь сучок из глаза твоего брата (Мф 7:5). Дитрих Бонхёффер сказал: «Нет ничего более жестокого, чем такая терпимость, которая бросает других на произвол их собственных грехов. Нет ничего более милосердного, чем суровый выговор, который призывает другого христианина из общины вернуться, оставив путь греха». Если вашей целью является восстановление отношений, а именно это и должно быть целью, вот слова, дающие свет: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак 5: 19-20).
Но всё зависит от того, как мы противостоим! Когда после мастэктомии я пришла на приём к своему онкологу, он, осмотрев послеоперационный шрам, воскликнул: «Вас, наверное, оперировала доктор Салли Нокс!» Не успела я высказать своего удивления: «Она что, подпись под своей работой поставила?!», как он сказал: «Больше никто не оставляет таких красивых шрамов». Вот, о чём и мы должны помнить, когда предпринимаем «хирургическое вмешательство» в жизнь наших братьев. Решаясь на это не смирёнными молитвой, несущими в себе дух критики или злобы, вы можете оставить на сердце человека уродливую рваную рану. И тот, кто её получил, захочет только одного: закрыть своё сердце от новых ран. Зная это, Бог даёт нам в Послании к Галатам (6: 1) очень точные указания, как делать аккуратные «надрезы»:
«Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушёнными».
«Духовные», значит, зрелые в своих отношениях с Богом. Только тот, чьим сердцем руководит испрошенная у Бога любовь, а слова наполнены благодатью, пониманием и состраданием, может «оперировать» на хрупком сердце так, чтобы оставить красивый шрам, который послужит напоминанием о той любви, которая спасла эту душу от погибели. Более того, понятие «возрождение» обозначается по-гречески словом «катарсис» (καταρτίτσο), которое буквально переводится как «починка сети». Если мы собираемся противостоять кому-то, мы не только должны делать это с ясным взглядом, трезвым умом и чуткой щепетильностью, но и должны быть готовы сопровождать этого человека, помогая ему заштопать прорехи в своей жизни эмоциональной, духовной или практической поддержкой.
В Ветхом Завете щипцы, которыми снимали нагар с фитилей светильника в скинии, были сделаны из чистого золота (Исх 25: 38). Иногда и мы нуждаемся в том, чтобы с нас «сняли нагар», но это не может делать тот, кто несёт в себе сплав не исповеданного греха и озлобленного сердца. Это прерогатива только тех, кто говорит, как один прощённый грешник к другому, и всегда – ради всё более горячего и яркого провозглашения Евангелия.
И в нашем падшем мире мы можем приобщаться к непоколебимому Царству нашего Спасителя и Царя, воссевшего на Своём престоле, когда мы любим Его любовью, когда прощаем, потому что Он простил нас, когда обращаемся с нашими братьями и сёстрами так, чтобы и они захотели жить в Его Царстве.
Маргарет Ашмор
Источник (англ.): www.biblestudytools.com
Перевод: Наталья Проскурина