Почему Бог предназначил мужчину и женщину друг для друга? Как совершается таинство Брака?
Бог предназначил мужчину и женщину друг для друга, чтобы они были «уже не двое, но одна плоть» (Мф 19, 6): таким образом они должны жить любовью, быть плодовитыми и таким образом стать знамением Бога, Который есть не что иное, как преизобилующая любовь.
ТАИНСТВО БРАКА совершается посредством того, что мужчина и женщина дают обет Богу и Церкви, который принимается и скрепляется Богом и завершается через телесное соединение супругов. Поскольку Сам Бог скрепляет узы сакраментального Брака, эти узы соединяют супругов до самой смерти.
Мужчина и женщина преподают друг другу таинство Брака. Священник или диакон призывает на вступающих в брак Божье благословение. В остальном он лишь свидетель, что брак совершается при правильных условиях и обет приносится полностью и публично. Брак совершается только в том случае, если имеет место супружеское согласие, то есть если мужчина и женщина свободно и без страха или принуждения желают вступить в брак и если им не препятствуют вступить в брак другие естественные или церковные условия (уже существующий брак, обет безбрачия…).
* * *
«Как описать счастье брака, советуемого Церковью, освящаемого ее молитвами, (…) благословляемого Богом Отцом? (…) Как же приятно должно быть соединение двух сердец в одинаковой надежде, служении и вере! Поистине, они двое в единой плоти: где одна плоть, там и дух один».
Тертуллиан (ок. 160 – ок. 220), священник из Северной Африки, латинский христианский писатель
* * *
См. также ККЦ 1601–1605, 1625–1631
Какие элементы обязательно имеют место в христианском сакраментальном Браке?
Сакраментальный Брак предполагает три необходимых элемента: а) свободное согласие; б) согласие на бессрочный и единственный союз; в) открытость к деторождению. Глубина христианского брака состоит том, что супружеская пара знает: «мы являемся отражением любви между Христом и Церковью».
Требование единства и нерасторжимости направлено прежде всего против ПОЛИГАМИИ, в которой христианство видит фундаментальное нарушение любви и прав человека. Оно направлено также против того, что можно назвать «последовательной полигамией» – результату ни к чему не обязывающих любовных отношений, которые не приходят к одному торжественному и уже не подлежащему пересмотру ответу «Да». Требование брачной верности предполагает готовность к продолжающимся всю жизнь отношениям, которые исключают любовные отношения вне брака. Требование готовности к деторождению подразумевает, что христианская супружеская пара открыта для зачатия и рождения детей, которых им хочет дать Бог. Пары, остающиеся бездетными, призваны Богом быть «плодовитыми» другими путями. Брак, при заключении которого исключается хотя бы один из этих элементов, не осуществляется.
* * *
МОНОГАМИЯ и ПОЛИГАМИЯ (от греч. monos – один, polys – много и gamos– брак) – соответственно, наличие только одной жены и многожёнство. Христианство запрещает многожёнство, которое во многих странах карается также и со стороны государства.
* * *
См. также ККЦ 1644–1654, 1664
Почему брак нерасторжим?
Брак нерасторжим по трем причинам. Во-первых, потому что нерасторжимость соответствует сущности любви – отдаче друг другу без остатка.
Во-вторых, потому что брак является отражением безусловной верности Бога Своему творению.
И, в-третьих, потому что он изображает верность Христа Своей Церкви – вплоть до принятия смерти на кресте.
В наше время, когда во многих местах 50% всех браков расторгаются, каждый брак, который сохраняется, является очень важным знаком: в конечном счете, он знаменует Бога. На этой земле, где так много относительного, люди должны верить в Бога, Который является абсолютным. Поэтому всё безотносительное так важно: кто-то, кто всегда говорит правду или кто безусловно верен. Абсолютная верность в браке свидетельствует не столько о человеческих успехах, сколько о верности Бога, Который рядом с нами даже тогда, когда мы Его во всех отношениях предаём и забываем о Нём. Совершить церковное бракосочетание – это значит больше надеяться на Божью помощь, чем на собственный запас любви.
* * *
«Любить человека – значит видеть его таким, каким задумал его Бог» (Ф.М. Достоевский).
«Любить кого-то означает видеть чудо, которое является невидимым для других» (Франсуа Мориак).
«Кто любит другого, тот уважает его таким, каким он был, какой есть и каким будет» (Мишель Куа (1921–1997), французский священник и писатель).
«Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим 2, 13).
* * *
См. также ККЦ 1605, 1612–1617, 1661
Что угрожает браку?
Что действительно угрожает браку – это грех. Что обновляет брак – это прощение. Что укрепляет брак – это молитва и надежда на присутствие Бога.
Конфликты между мужчиной и женщиной, которые именно в браке иногда доходят до взаимной ненависти, не являются признаком несовместимости полов; не существует и генетической предрасположенности к неверности или особых психических препятствий для союза на всю жизнь. Конечно, многие браки подвергаются опасности из-за отсутствия культуры диалога и внимания. К этому добавляются экономические и общественные проблемы. Решающую роль играет реальность греха: ревность, властолюбие, гнев, вожделение, неверность и другие разрушительные силы. Поэтому существенное значение для брака имеют прощение и примирение, в том числе в исповеди.
* * *
«Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» (Притч 10, 12).
«Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор 5, 20).
* * *
См. также ККЦ 1606-1608
Все ли люди призваны к браку?
Не каждый призван к браку. Одиноко живущие люди тоже могут иметь полноценную жизнь. Некоторым из них Иисус указывает особый путь: Он предлагает им «для Царства Небесного» (Мф 19, 12) жить в безбрачии.
Многие одинокие люди страдают от своего одиночества и понимают его только как урон и изъян. Однако человек, не обременённый заботами о супруге или семье, обладает свободой и независимостью, и у него есть время совершать осмысленные и важные дела, которые никогда не мог бы сделать человек, состоящий в браке. Может быть, воля Божья такова, что он должен заботиться о людях, о которых обычно некому позаботиться. Нередко Бог призывает такого человека стать особо близким к Нему. Тогда человек чувствует желание «для Царства Небесного» отказаться от супружества. Разумеется, христианское призвание не означает презрения к браку или сексуальности. Добровольное безбрачие возможно только в любви и из любви, как знак того, что Бог важнее всего. Не состоящий в браке человек отказывается от сексуальных отношений, но не от любви; он целеустремлённо идёт навстречу Христу, грядущему Жениху (Мф 25, 6).
* * *
См. также ККЦ 1618-1620
Как совершается церковный Брак — венчание?
Как правило, венчание должно происходить публично. Жениха и невесту спрашивают об их согласии на заключение брака. Священник или диакон благословляет кольца. Жених и невеста обмениваются кольцами и обещают друг другу «верность в счастии и в несчастии, в здравии и болезни, пока смерть не разлучит» их*. Они также торжественно клянутся друг другу: «Я обещаю (…) любить и уважать тебя во все дни жизни моей». Священнослужитель подтверждает совершение брака и преподает благословение.
Во время обряда венчания Церковь вопрошает сначала жениха, потом невесту следующим образом**: Предстоятель: «N., я спрашиваю Вас: Вы пришли сюда, чтобы после зрелых размышлений и по свободному решению заключить брак с Вашей невестой N. / Вашим женихом N.?» Жених/невеста: «Да». Предстоятель: «Хотите ли Вы любить и уважать Вашу жену/Вашего мужа и сохранять ей/ему верность все дни её/его жизни?» Жених/невеста: «Да». Затем предстоятель обращается к обоим со следующими вопросами. Предстоятель: «Готовы ли вы оба принимать детей, которых благоволит даровать вам Бог, и воспитывать их в духе Христа и Его Церкви?» Жених и невеста: «Да». Предстоятель: «Готовы ли вы оба как христианские супруги принять на себя ответственность в Церкви и в миру?» Жених и невеста: «Да».
*Обряд венчания в Римско-Католической Церкви имеет собственные отличия в разных регионах, но при этом наиболее существенные его элементы остаются неизменными. В германоязычных странах обмен кольцами предшествует супружеским обетам, однако в большинстве стран он совершается сразу после принесения обетов. Слова «пока смерть не разлучит нас» добавляются в некоторых странах. В чине таинства Брака на латинском языке, как и в официальном русском переводе, это добавление отсутствует. (Примечание редактора русского издания).
**Подобные диалоги предстоятеля с женихом и невестой во время венчания характерны для пастырской практики некоторых стран. В Католической Церкви России их проводить не принято. (Примечание редактора русского издания).
* * *
См. также ККЦ 1621–1624, 1663
Что делать, если католик хочет вступить в брак с христианином-некатоликом?
Для заключения брака необходимо испросить разрешения Церкви. Так называемый смешанный брак требует от обоих супругов особой верности Христу, чтобы непреодолённое до сих пор разделение христиан не продолжилось в малом и привело к тому, что возможность практиковать собственную веру станет проблемой.
Может ли католик вступить в брак с приверженцем другой религии?
Для верующего-католика, для его веры и веры его будущих детей заключение брака с приверженцем другой религии, и жизнь в таком браке может быть связана с определенными трудностями. В силу ответственности за верных Католическая Церковь положила препятствие браку при различии религий. Такой брак может быть заключён законным образом, если прежде его заключения будет дано освобождение (ДИСПЕНСАЦИЯ) от этого препятствия. Такой брак не является сакраментальным.
* * *
ДИСПЕНСАЦИЯ (средневек. лат. dispensare – предоставлять свободу) – в католическом церковном праве освобождение от обязанности исполнения того или иного церковного закона в особом случае и при определённых условиях. Диспенсация предоставляется Апостольским Престолом или правящим епископом.
* * *
См. также ККЦ 1633–1637
Могут ли поссорившиеся супруги разойтись?
Церковь уважает способность человека держать обещание и связывать себя верностью на всю жизнь. Она доверяет данному слову. Каждому браку могут угрожать кризисы. Выходу из кризиса могут содействовать совместная беседа, (совместная) молитва, иногда терапевтическая помощь. И прежде всего, память о том, что в сакраментальном Браке всегда присутствует Третий, Христос, способна снова и снова поддерживать надежду. Однако тем, для кого брак стал невыносимым или кто подвергается даже духовному или физическому насилию, позволительно разлучиться (это называется «разделением стола и ложа»), о чём следует поставить в известность Церковь. Но даже когда в таких случаях разрушена совместная жизнь, Брак остаётся действительным.
Бывают, однако, случаи, когда кризис брака объясняется в конечном счете тем, что один супруг или оба супруга в момент заключения брака не были способны к брачной жизни или не имело место полное согласие на заключение брака. Тогда брак в правовом (каноническом) смысле недействителен. В таких случаях можно начинать процесс признания недействительности брака в епископском суде.
* * *
«Любовь подтверждается верностью, но достигает совершенства только в прощении» (Вернер Бергенгюн (1852–1964), немецкий писатель).
* * *
См. также ККЦ 1629, 1649
Как Церковь относится к разведённым, вновь вступившим в брак?
Она принимает их в любви по примеру Иисуса. Тот, кто разводится после заключения церковного брака и при жизни супруга вступает в новую связь, оказывается в противоречии с ясной волей Иисуса о нерасторжимости брака. Это требование Церковь не может устранить. Отказ от верности противоречит Евхаристии, в которой Церковь празднует любовь Бога, от которой Он никогда не отрекается. Поэтому тот, кто живёт в такой противоречивой ситуации, не допускается к святому Причастию.
Будучи далёким от того, чтобы одинаково действовать во всех конкретных случаях, Папа Бенедикт XVI говорит о «прискорбных ситуациях» и призывает пастырей «хорошо различать разнообразные ситуации, чтобы оказывать духовную помощь тем верным, которых это касается, наиболее подобающим образом» (Sacramentum Caritatis, 29).
* * *
«Разведённые, вступившие в повторный брак, несмотря на свою ситуацию, продолжают принадлежать к Церкви, которая сопутствует им с особым вниманием, желая, чтобы они, насколько возможно, совершенствовали христианский образ жизни посредством участия в Святой Мессе, но без причащения, посредством слушания слова Божия, поклонения Святым Дарам, участия в жизни общины, доверительного диалога со священником или духовным руководителем, посвящения себя деятельному милосердию, делам покаяния, а также воспитанию своих детей». (Папа Бенедикт XVI, Апостольское обращение Sacramentum caritatis)
* * *
См. также ККЦ 1665, 2384