FAQ: Таинство Священства

Как называются таинства служения общине? Что происходит в результате рукоположения — обряда таинства Священства?

Крещёные и миропомазанные могут получить в Церкви ещё и особую миссию в двух отдельных Таинствах и быть принятыми Богом для этого на служение: эти таинства – Священство и Брак.

Оба Таинства имеют нечто общее: они предназначены для других. Никто не рукополагается для себя, также никто не вступает в брак просто для себя. Таинство Священства и таинство Брака должны созидать Народ Божий, то есть они являются каналом, по которому Бог ниспосылает Свою любовь в мир.

В результате рукоположения (обряда таинства Священства) рукополагаемый получает дар Святого Духа, который сообщает ему священную власть и подается Христом через епископа.

Быть священником означает не только получить какую-то функцию или должность. Через рукоположение священник получает в дар определённую силу и миссию для своих братьев по вере.

* * *

«Священническое рукоположение даруется как средство спасения не отдельному человеку, но всей Церкви» (Святой Фома Аквинский).

«Один Христос – истинный священник, остальные – Его служители» (Святой Фома Аквинский).

* * *

См. также ККЦ 1533-1535,1538

Как понимает Церковь таинство Священства?

Священники Ветхого Завета видели свою задачу в посредничестве между небесным и земным, между Богом и Его народом. Поскольку Христос является единственным «посредником между Богом и человеками» (1 Тим 2, 5), Он это священство восполнил и завершил. После Христа служебное священство может существовать только во Христе, в жертве Христа на кресте и через призвание Христа и апостольскую миссию.

Католический священник, который совершает таинства, действует не своей собственной силой и не благодаря своему моральному совершенству, но «in persona Christi». Вследствие рукоположения ему сопутствует преобразующая, исцеляющая и спасительная сила Христа. Поскольку священник ничего не имеет от себя, он в первую очередь служитель. Поэтому отличительной чертой каждого истинного священника является смиренное удивление перед своим призванием.

Какие существуют степени таинства Священства?

Таинство Священства имеет три степени: епископ (епископский чин, епископство), священник, или пресвитер (пресвитерский чин, пресвитерство) и диаконство (диаконский чин, диаконство).

* * *

См. также ККЦ 1539–1554, 1592-1593

Что происходит в результате рукоположения во епископа — хиротонии? Насколько важен для католика его епископ?

В результате рукоположения во епископа священнику передаётся вся полнота таинства Священства. Он рукополагается в преемника апостолов и вступает в коллегию епископов. Теперь вместе с другими епископами и Папой он несёт ответственность за всю Церковь. В особенности Церковь препоручает ему служение учительства, освящения и управления.

Епископское служение – это подлинное пастырское служение в Церкви, потому что оно восходит к первым свидетелям Иисуса – апостолам и продолжает установленное Христом пастырское служение апостолов. Папа также является епископом, но первым среди них и главой их Коллегии.

Католик сознаёт обязанности по отношению к своему епископу. Епископ поставлен для него как наместник Христа. К тому же епископ, который исполняет своё пастырское служение вместе со своими рукоположенными помощниками – священниками и диаконами, является видимым началом и основанием отдельной Церкви (епархии, или диоцеза).

* * *

«Для вас я епископ, но с вами я христианин. Первый означает служение, второй – милость, первый – опасность, второй – спасение» (Святой Августин Гиппонский).

«Все последуйте епископу, как Иисус Христос Отцу, а пресвитерам, как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви» (Св. Игнатий Антиохийский, епископ Антиохии, мученик (+107)).

* * *

См. также ККЦ 1539–1559, 1592-1593

Что происходит в результате священнического — пресвитерского — рукоположения?

При рукоположении во священника епископ призывает на рукополагаемых кандидатов силу Божью. Она налагает на этих людей неизгладимую печать, которой они никогда не лишатся. Как сотрудник своего епископа священник будет проповедовать слово Божие, совершать таинства и, прежде всего, – святую Евхаристию.

Во время Святой Мессы рукоположение во священники начинается с поимённого вызова кандидатов. После проповеди епископа будущий священник обещает послушание своему епископу и его преемникам. Собственно рукоположение совершается посредством возложения рук епископа и молитвы.

* * *

См. также ККЦ 1562-1568

Что происходит в результате рукоположения во диакона?

При рукоположении во диакона кандидат поставляется на особое служение внутри таинства Священства: он представляет Христа как Того, Кто пришёл, не «чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20, 28). В Литургии рукоположения говорится: «В служении слова, алтаря и любви диакон показывает себя слугою всех».

Прообразом диакона является св. мученик Стефан. Когда в первой иерусалимской общине апостолы увидели, что перегружены множеством дел милосердия, они поставили семь мужчин «для службы при столах» и затем рукоположили их. Стефан, поставленный первым, трудился «полный благодати и силы» как для новых верующих, так и для бедняков общины. Спустя столетия сан диакона стал всего лишь ступенью для рукоположения во священники, но теперь он снова представляет собой самостоятельное призвание как для живущих в целибате, так и для состоящих в браке. С одной стороны, этим служением необходимо вновь подчеркнуть служение, как характеристику Церкви, с другой – было желание, как в древней Церкви, предоставить священнику в качестве помощника того, кто возьмёт на себя особые пастырские и социальные задачи Церкви. Рукоположение во диакона также отмечает рукоположенного неизгладимой печатью на всю жизнь.

* * *

ДИАКОН (греч. diakonos – служитель) – представитель первой степени священства в Церкви. Как говорит уже само название, диакон занимается прежде всего делами милосердия (благотворительной деятельностью внутри общины), а также он преподаёт, ведёт катехизацию, провозглашает Евангелие, проповедует на Мессе и помогает во время богослужения.

* * *

«Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы… Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим» (1 Тим 3, 8.12).

Кто может принять таинство Священства? Унижает ли женщин то, что только мужчины могут принять таинство Священства?

Действительным образом во диакона, во священника и во епископа рукополагаются крещёные католики мужского пола, призываемые Церковью на это служение.

Предписание рукополагать только мужчин не является унижением женщин. Перед Богом мужчина и женщина равны по достоинству, но имеют разные задачи и харизмы. Церковь сознаёт себя связанной тем фактом, что при установлении священства на Тайной Вечере Иисус избрал исключительно мужчин. Папа Иоанн Павел II в 1994 году объяснил, что «Церковь не имеет никакой власти преподавать женщинам священническое рукоположение и что все её верующие должны придерживаться этого решения как окончательного».

Как никакой другой человек древнего мира, Иисус провокационным образом повысил достоинство женщин, даровал им Свою дружбу и взял их под Свою защиту. Женщины следовали за Ним, и Иисус высоко оценил их веру. Более того, именно женщина стала первой свидетельницей Воскресения. Поэтому Марию Магдалину называют «апостолом апостолов». Тем не менее, рукоположение в степени священства и пастырское служение всегда передавалось мужчинам. В священнике-мужчине община видит облик самого Иисуса Христа. Быть священником – особое служение, в котором мужчина также исполняет свою роль мужчины и отца, свойственную его полу. Однако это никоим образом не проявление превосходства мужчины над женщиной. Как мы видим на примере Марии, женщины играют в Церкви роль, которая является не менее центральной, чем мужская, но это роль женщины. Ева стала матерью всех живущих (Быт 3, 20). Как «матери всех живущих», женщины обладают особыми дарами и способностями. Без их манеры обучения, свидетельства, дел милосердия, духовности и заботы о спасении душ Церковь была бы «наполовину парализована». Когда мужчины в Церкви используют своё священническое служение как орудие власти или не позволяют женщинам осуществлять их харизмы, они грешат против любви и Святого Духа Иисусова.

* * *

«Никто не мог бы быть лучшим священником, чем Богоматерь. Она могла уверенно сказать: «Вот Тело Моё», – так как Она действительно дала Иисусу Своё собственное тело. И всё же Мария остаётся рабой Господа, так что мы всегда можем обращаться к Ней как к нашей Матери. Она одна из нас, и мы навсегда с Ней соединены. После завершения земной жизни Своего Сына Она продолжала жить на земле, чтобы укреплять апостолов в их служении и быть их Матерью до тех пор, пока молодая Церковь не сформировалась» (Блаженная Тереза Калькуттская).

* * *

См. также ККЦ 1577-1578

Почему Церковь требует от священников и епископов целибата — безбрачия?

Иисус жил в безбрачии и хотел тем самым выразить Свою безраздельную любовь к Богу Отцу. Принять форму жизни Иисуса и «для Царства Небесного» (Мф 19 ,12) жить в безбрачном целомудрии – это со времён Иисуса знак любви, безраздельной отдачи Господу и полной готовности к служению. Римско-Католическая Церковь требует этого образа жизни от своих епископов и священников, а Восточные Католические Церкви – только от своих епископов.

Целибат, так говорит Папа Бенедикт, не может означать, «что ты остаёшься лишенным любви, но должен означать, что ты охвачен любовью к Богу». Священник, живя в безбрачии, должен приносить плоды тем, что он представляет отцовство Бога и Иисуса. Далее Папа говорит: «Христу нужны священники зрелые и мужественные, способные осуществлять подлинное духовное отцовство».

* * *

ЦЕЛИБАТ (лат. caelibatus – безбрачие) – взятое на себя обязательство сохранить безбрачие «для Царства Небесного». В Католической Церкви латинского обряда согласно этому обету живут прежде всего монашествующие (в таком случае это один из монашеских обетов), но также клирики.

* * *

«Знает ли Католическая Церковь, какой радикальный переворот ценностей она бы осуществила, отменив целибат? Безбрачие священника – безумие Евангелия – охраняет в ней сокровенную реальность. Церковь ориентируется на невидимое, на тайну Христа. (Брат Роже Шютц)

«И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петр 2, 5).

* * *

См. также ККЦ 1577-1578

Чем отличается общее священство всех верных от служебного священства?

Через Крещение Христос сделал нас царством «священников Богу и Отцу Своему» (Откр 1, 6). В силу общего священства каждый христианин призван во имя Бога действовать в миру и сообщать ему благословение и благодать. В Сионской горнице и при поручении апостолам их миссии Христос, однако, наделил некоторых священной властью служения верным. Эти рукоположенные священники являются наместниками Христа в качестве пастырей народа и главы Его Тела, Церкви.

Одно и то же слово «священник», служащее для обозначения двух родственных, но «по существу, а не только по степени» (II Ватиканский Собор, Конституция о Церкви) различных вещей, часто приводит к ошибкам. С одной стороны, мы должны испытывать большую радость, что все мы, крещёные, являемся «священниками», потому что мы живём во Христе и участвуем во всём, что Он есть и что Он делает. Почему же мы не призываем благословение на этот мир постоянно? С другой стороны, мы должны заново открыть дар Бога Своей Церкви – рукоположенных священников, которые представляют среди нас Самого Господа.

* * *

«Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Петр 2, 9–10).

«И будешь ты в благословение» (Быт 12, 2).

* * *

См. также ККЦ 1546–1553, 1592

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)