Возможно, сказать, что 2020-й стал для нас всех очень непростым, будет недостаточно сильно. Помимо политических потрясений и военных конфликтов в мире, которые и для нас так или иначе небезразличны, мы столкнулись с глобальной эпидемией, которая имеет разрушительные экономические последствия и социальную изоляцию, не имеющую исторических аналогов. Каждому она принесла боль и страдания: кто-то потерял работу, кто-то пережил смерть членов семьи, друзей или знакомых. Церковь только что узнала из отчёта по делу МакКаррика ужасающие детали сексуальных злоупотреблений на самом высоком уровне.
Как бы нам хотелось, чтобы 2020-й закончился… ещё вчера!
Но мы знаем, что его время ещё не истекло (да и наступление 2021-го ещё не гарантирует нам глобальных перемен, — прим. ред.). Так куда же мы можем обратиться в поисках надежды? У католиков есть прекрасная возможность обратиться к «епископу Америки» Фултону Шину. Великий проповедник и мастер слова, Шин оставил нам несколько отличных советов, которые так же актуальны на излёте 2020-го, как были в середине 1900-х.
Первый совет, который дал бы нам архиепископ, – всматриваться в нашего Благословенного Господа и не терять связи с Церковью, которую Он создал. В конце первой серии своих радиопередач «Католический час», которые он вёл в 1930 году, Шин напомнил своим слушателям: «Христос воскрес из мёртвых не потому, что Он Человек, а потому, что Он – Бог. Церковь восстаёт из склепа, где её пытаются похоронить жестокие руки или преходящие ошибки, не потому, что она человеческая, а потому, что она Божья». При всех трудностях 2020-го мы можем смотреть на Христа, особенно на Христа Распятого, и осознавать, что смерть и страдание – это не конец. Он победил, и Он хочет победить вместе с нами и для нас!
Следующий совет, которым архиепископ Шин поделился со своими современниками, и который вполне применим и для нас: величайшее сокровище скрывается часто в самой непроглядной тьме. В короткой статье под названием «Сокровища в темноте» Шин говорит нам: «Только тот, кто идёт сквозь ночь, может увидеть звёзды. Тех, кто открывает в себе душу, оказавшись в темноте, гораздо больше, чем тех, у кого это получилось при свете». Он убеждён, что святые – и мужчины, и женщины, люди героической добродетели, преодолели тяжкие испытания, чтобы стать лучше благодаря пережитому.
Шин развивает свою мысль дальше, ссылаясь на радость, которую можно обрести даже в страдании. «Благородные души в невзгодах», — написал он, — «вместо того, чтобы быть низвергнутыми, поднимаются к новым высотам». Архиепископ Шин видит и учит, что даже очень трудный год, такой как 2020-й, может стать «реактивным самолётом», способным вознести нас к таким высотам святости, о которых мы даже не задумывались.
И, наконец, Шин оглядывается на тех, кто совершал великие дела среди трудностей и страданий, на таких как сэр Уолтер Рэли [1], Джон Баньян [2], Элизабет Барретт Браунинг [3] или Иоганн Вольфганг Гёте [4]. Как бы не были велики их дела, они блекнут в том свете, которым сияют жизни святых. «Этим “великим”», — говорит он, — «досталась какая-то немощь и через неё они получили силу», совсем как описывает св. Павел в своих посланиях.
Всё это связано с нашим опытом жизни в католической вере не только в общем, но и очень конкретно. Конечно, мы все должны как можно пристальнее вглядываться в жизнь Иисуса Христа и святых, размышлять над этим и подражать им. Это, само собой разумеется. Но что ещё мы можем сделать прямо сейчас, на излёте 2020-го?
Я думаю, что архиепископ Шин сказал бы нам посмотреть на начало литургического года, который который мы праздновали совсем недавно. Каждый новый литургический год – это новый год благодати, новая возможность в большей полноте пережить развёртывание мистической тайны Иисуса Христа. Хотя 2020-й литургический год мог показаться нам одним сильно растянувшимся Великим Постом, мы можем смотреть на 2021-й литургический год с надеждой и спокойным ожиданием более полного участия в переживании Воскресения. Если 2020-й был годом, подобным распятию и пребыванию на кресте, то на 2021-й мы можем смотреть в ожидании полноты Пасхальной славы! Фултон Шин надеялся бы на это и хотел бы такой же надежды для нас.
Итак, поскольку новый литургический год начинается с Адвента – времени радостной надежды, венчающегося пришествием в мир Спасителя, мы можем ожидать, что наш любящий Небесный Отец и наш милосердный Спаситель желают для каждого из нас лучшего нового года. Но давайте помнить, что то наилучшее, что предлагает нам Бог, попадает на эту сторону Небес в сопровождении толики тьмы. Как выразил эту мысль преподобный Фултон Шин: «Без веры несчастья и тьма могут иссушать, опалять и терзать душу. Но если смотреть на испытания сквозь Крест, тогда они вписываются в Божественный План». И Божественный План ведёт нас прямо в вечную радость! Желаю всем нам прекрасного и благословенного нового года!
Дерек Ротти
Источник (англ.): Catholic Exchange
Перевод: Наталья Проскурина
Примечания:
[1] Уэлтер Рели – сын помещика, получивший титул от королевы Елизаветы I за сражения с испанским флотом и путешествия в Новый Свет, поэт и писатель, историк, моряк, солдат и путешественник.
[2] Джон Баньян (Беньян) – выходец из семьи мелкого ремесленника и торговца, ставший известным проповедником и писателем; свою самую знаменитую книгу «Путешествие пилигрима» начал писать во время тюремного заключения за публичную проповедь без разрешения епископа.
[3] Элизабет Барретт Браунинг – известная английская поэтесса викторианской эпохи; с юности и до 40 лет тяжело болела и жила в вынужденном уединении.
[4] «У меня громадное преимущество, — говорил Гёте Эккерману, — благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события, и они не прекращались в течение всей моей длинной жизни, так что я — живой свидетель Семилетней войны, отпадения Америки от Англии, затем Французской революции и, наконец, всей наполеоновской эпохи, вплоть до гибели героя и последующих событий».