Галгал (Гильгаль, Гилгал) упоминается в Священном Писании 39 раз. По преданию его основал Иисус Навин. Галгал находится к западу от Иордана и к востоку от Иерихона. Как писал Иосиф Флавий, Галгал отстоит в 10 стадиях (½ часа пути) от Иерихона и в 50 стадиях (2 часа пути) от Иордана. На данный момент ближайшим поселением к нему является Бейт-Хугла, что в Иорданской долине (Арвот ха-Ярден).
С этого места начинается история еврейской государственности. Здесь была первая остановка израильтян, пересекших Иордан и вступивших в Землю Обетованную. В синодальном переводе это место называется Галгал. Еврейская традиция предлагает несколько прочтений этого названия. Первое из них – Гильгаль. Само это слово происходит от корня «освобождение».
Под предводительством Иисуса Навина евреи пересекли Иордан. Подобно тому, как некогда они посуху перешли Красное море, теперь они посуху перешли Иордан. Первыми в воды реки вошли священники, несущие на своих плечах Ковчег Завета. Тогда воды, идущие от истока, встали стеной, а остальные стекли в Мертвое море. Надо сказать, что чудесное явление остановки Иордана повторялось потом не раз. Об этом повествуется в Библии, когда Илия и Елисей переходят реку посуху (4Цар. 2:8). Подобное событие было отмечено и в хрониках, датируемых 1267 г. Тогда в течение 10 часов воду удерживала каменная запруда, возникшая в результате землетрясения. А в 1927 г. камни остановили реку на целые сутки. В библейском рассказе о пересечении Иордана нет никаких упоминаний о землетрясении. Только отмечается, что природное явление произошло «так, как было предсказано» (Нав. 3:13,15).
Оказавшись в Земле Обетованной, израильтяне встали большим станом. И стали готовиться к празднику Пасхи. Знаменитая история падения Иерихона произошла несколько позже. Сначала евреям нужно было исполнить все предписания Закона. Всё дело в том, что в годы странствия по пустыне, как считает иудейское предание, сыны Завета перестали обрезывать младенцев. Но разве может необрезанный, т.е. не принадлежащий Всевышнему, войти в землю, дарованную Им? Поэтому и была сделана длительная остановка. Предстояло произвести обрезание довольно большого количества мужчин. В тот момент, когда этот обряд был впервые произведен на обетованных землях, был снят с Израиля позор египетского рабства. «Сегодня я снял с вас позор Египта» (Нав. 5,9). С этого момента они стали свободным народом, живущим на своей земле и подчиняющимся только Богу. Это объясняет второе значение корня, от которого образовано слово «гильгаль», снятие.
Через три дня после этого, оправившись после обрезания, народ будет праздновать Пасху. По поведению Иисуса Навина будет выложен памятник из двенадцати камней, которые евреи захватили с реки Иордан. Считается, что именно на них стояли священники, державшие Ковчег Завета. Но в отличии от окружавших их языческих народов евреи не поставят обелиск. Они выложат камни кругом. В последствии в этом месте будет святилище, которое еще будет упоминаться Священным Писанием. Например, здесь будет пребывать пророк Самуил. В Галгале он помазал Саула на царство (1Цар. 11:14-15).
Слово «галгал» — это транскрипция на греческий язык. «Галгал» (от Γάλγαλα) может быть переведено как круг. Оно тоже дает представление об этом месте. Камни были выложены в круг. Сейчас об этом можно только предполагать. Но вплоть до эпохи крестоносцев паломники писали о Галгале, повествуя и о камнях. До персидского нашествия, т.е. примерно до начала VIII века, рядом с камнями был большой христианский храм. Но впоследствии он не упоминается, речь идет только о деревянной базилике, в которой камни хранятся за алтарем. Со временем это место забывается. И только в середине XX века стараниями ученого-археолога из университета города Хайфы, Адама Зерталя, удается восстановить память об этом месте. Зерталь, основываясь на данных проведенных им раскопок, предположил, что галгал – это священное место, в центре которого находился жертвенник. Он сумел найти еще пять таких «кругов» на территории Израиля. Все они соответствовали движению израильтян в глубь страны в период завоевания Ханаана.
Галгал – это только центр всего комплекса. Если взглянуть на приорданский галгал с высоты птичьего полета, то более всего он будет напоминать след человеческой ноги, след сандалии. Этот метафорический образ евреи принесли с собой из Египта. Так, в гробнице Тутанхамона были найдены сандалии, на которых были изображены народы, воевавшие с Египтом и им побежденные. Таким образом, надевая сандалии, фараон как бы наступал на всех своих врагов. Израильтяне переосмыслили идею попрания врагов. Теперь это была не нога фараона, а нога целого народа, вступившего в свою землю.
Этот гигантский отпечаток – еще и ступня Всевышнего на этой земле. Ведь Скиния – это конкретное место присутствия Бога в Своем творении. Место союза Его со Своим народом. Не зря в иудаизме три праздника, связанные с Исходом из Египта (Пасха, Шавуот и Суккот), именуются также Шалош регалим (Три ноги) или Алия ле-регель (Подъем к ноге). Согласно заповеди, в эти дни нужно было совершить восхождение на гору Сион, т.е. к Иерусалимскому Храму, чтобы предстать перед Богом всей общиной. Так гигантский комплекс, рисунок которого напоминает ступню, объединил в себе три понимания связи Израиля с Богом. Евреи идут (поднимаются), чтобы занять свое место на земле. Евреи собираются как община. Израиль преподает к стопам Всевышнего.
Галгал – это и то место, где перед Иисусом Навином предстал некий человек с обнаженным мечом. Об этом также повествует книга Иисуса Навина (Нав. 5,13-15). «Кто ты? — спросил его предводитель Израиля – Из наших или из врагов?» Человек же ответил ему, что он – вождь воинства Господня. Вместе с израильтянами в Землю Обетованную входит и Небесное Воинство.
Согласно иудейским преданиям, именно это место выбрал для своей проповеди Иоанн Предтеча. Он стоял у реки Иордан прямо напротив Галгала. Когда мы читаем слова о гласе вопиющего в пустыне, то кажется, что Иоанн проповедовал в каком-то далеком углу. Даже непонятно, как его весть дошла до израильтян. Но если принять во внимание, что он избрал местом для своего обращения к соплеменникам древний паломнический центр, становится понятным, почему про него узнали столько людей. И почему фарисеи и саддукеи приходили полюбопытствовать и послушать его. В контексте проповеди Иоанна пустыня – это не столько определение географического положения, сколько метафора, которая требует отдельного рассмотрения.
Иоанна еще называют Ангелом пустыни. В этом смысле он напоминает о том человеке, который явился Иисусу Навину. Только тогда Ангел вел израильтян в Землю, обещанную Богом, помогал им обрести свободу на земле. Теперь же Ангел ведет израильтян к обращению, к принятию Того, Кто дарует им свободу детей Божиих.
Для современников Иоанна выбор места не вызывал сомнения в его пророческом призвании. Он стоял в месте духовного истока Израиля, рядом с камнями, которые символизировали преданность двенадцати колен Всевышнему. И призывал к покаянию. Но призыв его простирался дальше обычных ритуальных предписаний. Ведь и у иудеев существует традиция омовения. К ритуальному омовению прибегали паломники, идущие в Иерусалим и посещавшие Храм. Обязательным было ритуальное омовение для священников, заступавших в свою смену в Святая Святых. Сын первосвященника не мог об этом не знать. Только он предлагал по-новому взглянуть на привычное действие. Погружая человека в воды Иордана, он, как предполагают исследователи, почти полностью погружал его в воду, оставляя на поверхности только лицо. И держал так до тех пор, пока человек не исповедовал все свои грехи. Используемый им обряд отличался еще и тем, что Иоанн подчеркивал единственность такого погружения. Это исповедание грехов должно было полностью изменить человека. В месте, где некогда евреи вошли в Землю Обетованную, он вводил кающихся в мир Мессии, Того, Кто будет крестить огнем.
Именно сюда приходит к нему, чтобы креститься Иисус. Это, пожалуй, первый знак, вводящий в пасхальную тайну. Ведь евреи входят в Ханаан накануне Пасхи. Они обрезаются и приносят жертвы, чтобы войти в новую жизнь чистыми и принадлежащими только Богу. Иисус же входит в толпу грешников. Погружается в воду Иордана, тем самым, как говорят богословы, беря на Себя грехи мира. А потом… Нет, Он не начинает проповедовать. Он поворачивается спиной к Земле Обетованной и идет в пустыню. Также будет и в момент Его смерти. Он не сойдет с креста и не поразит Своих врагов. Он уйдет в смерть, чтобы через три дня воскреснуть. И открыть двери в Царство Небесное.
Анна Гольдина
Фото: biblewalks.com