Говорят, время великих соборов прошло. Давно исчезли те гении, что строили Собор Парижской Богоматери, Сикстинскую капеллу, Собор святого Петра в Риме и Храм святой Софии в Константинополе. Собор Саграда Фамилия в Барселоне – один из последних великих соборов, если вообще не последний в современной истории человечества.
«То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы», — сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия.
Собор, строительство которого началось в 1882 году и продолжается по сей день, стал для Гауди-архитектора делом жизни, а для Гауди-христианина и человека – целью жизни, его разговором с Богом.
Когда 31-летний Антонио приступил к возведению храма, он не был особо верующим, хотя и происходил из католической семьи. Но по мере возрастания Саграда Фамилия к небу, возрастает и вера Гауди. Можно сказать, что собор построил человека. Вернее, человек позволил Богу «построить» его так, как угодно Ему.
Кто-то скажет, что это безумие… Но и сам Собор Святого Семейства является безумно гениальным творением безумно гениального архитектора.
Строительство последнего величайшего собора Европы должно завершиться в 2026 году. Гауди сознательно пошёл на увеличение первоначальных размеров храма, спроектировав его так, чтобы не увидеть окончание своей работы, так как строительство превосходит срок человеческой жизни, как в Среднее века. Гауди говорил: «Мой заказчик не торопится, потому что мой заказчик – Господь».
Примечательно, что освящение собора произошло спустя почти 120 лет Папой Бенедиктом XVI в 2010 году.
Сам собор поражает не только своими огромными размерами, но и разнообразием художественных форм и фактур, смешением разных архитектурных стилей. Он соединяет в себе современное христианское сознание со всей историей Церкви и искусством, на протяжении многих столетий создававшимся силой веры. Олицетворяет собой глубокое единство старого и нового, традиции и современность.
Конечно, фотографии не могут передать всего великолепия и красоты Собора. Но даже на них видно созданное Гауди и его строителями внутреннее и внешнее пространство церкви. Это пространство веры, надежды и любви.
Но не меньше потрясает личность самого Антонио Гауди. Будучи маленьким мальчиком, он постоянно болел и много времени проводил лежа в постели. От этого у него развилась необыкновенная наблюдательность. Наблюдал за деревьям и цветами… Сама природа подсказала ему смысл архитектуры. Именно через болезнь Бог призывает Гауди стать архитектором.
Он был удивительно скромным человеком, одевался всегда просто. Поэтому, когда 7 июня 1927 году архитектор попадает под трамвай, его принимают за нищего и относят в приют для бездомных. Там он проводит три последних дня своей жизни, умирает, подражая в своей смерти нищете и «безумству» Христа.
Антонио Гауди умер в 1927 году, достроив только один фасад собора. Даже здесь проявив свое «безумство», как бы отказываясь от своего авторства, он передает воздвижение храма самому народу Каталонии.
«Мы полностью выстроили один фасад собора, чтобы его красота не дала бросить строительство», — говорит архитектор. Он предлагает метод самого Творца. Ведь Бог мог сразу изменить весь мир, но Он построил внутри него маленький мир, который называется Церковь, чтобы люди, смотря на этот маленький фрагмент, поддерживали строительство всего большого мира.
Гауди ответил на призыв Господа величайшим «безумством», в котором и заключается истинное христианство.
Ирина Цыбина
Основное фото: khulinich.livejournal.com