Ровно год назад состоялась революция в Киеве. Погибли десятки людей, были ранены сотни. Политический конфликт, спровоцировавший раздор, превратился в военный, где счет убитых давно идет на тысячи.
Для России эти события, разумеется, не могли не быть в центре внимания. Безотносительно политической позиции каждый чувствует близость к братьям. Безотносительно конфессии каждый христианин желает прежде всего прекращения раздора и войны.
В России, в том числе и среди католиков, происходящее на Украине весь этот год обсуждается куда больше, чем “внутренние события”. Наверное, все уже определились с позициями. Не будем их повторять. Тем более что цель у всякого христианина как будто должна быть одна и та же: мир, истина, понимание, справедливость.
На этой неделе украинские епископы совершают визит Ad Limina в Рим. Их встреча с Папой оправдала все ожидания: Франциск видит ситуацию во всей глубине и говорит о ней с полной ясностью. Даже если кому-то и хотелось, чтобы он видел или говорил иначе.
Папа не поддерживает в этом конфликте ни одну из сторон и не считает возможным вообще использовать слово “победа”. Он говорит не о победе – он говорит о мире.
Папа считает, что смотреть нужно не на риторику, а на практику, поэтому он ни разу не произнес слово “достоинство”, зато много раз произнес слова “война”, “непонимание” и “раздор”.
По той же причине – что отталкиваться нужно от реальности, а не от вымысла – Папа не произнес названия ни одной из соседних с Украиной стран, зато (двумя неделями раньше) сказал о “братоубийственной войне”.
Отдельной строкой Франциск сказал о месте и роли христианского священника в такой ситуации: епископ не может “продвигать конкретные политические действия”, а должен, напротив, указывать на общие и истинные ценности; что он не должен призывать к победе одной стороны, а должен, напротив, “искать возможный мир”.
У каждой из сторон этого конфликта есть своя правда – именно об этом еще в прошлом году, объясняя позицию Ватикана по данному вопросу, сказал кардинал Паролин. И проблема состоит именно в том, что должен быть диалог, и что диалога нет.
Есть множество сил, которые призывают нас стать участником этого конфликта, выбрать сторону. Эти силы хотят, чтобы война продолжалась. Это и политики, стремящиеся сохранить власть, и бизнесмены, продающие оружие, и всякого рода граждане, желающие заработать рейтинг на “горячем”. Они-то и являются подлинными оппонентами всех остальных. Подлинные оппоненты всех остальных – это неправда и жажда раздора.
В этой истории очень много неправды. То, что на майдане не было искренних мирных людей – неправда. То, что революция, победив, отнеслась к несогласным с ними согражданам с уважением – неправда.
На будущее тоже предлагается неправда. То, что советская часть истории есть чистое зло – неправда. То, что в Донецке должны думать так же, как во Львове – неправда. То, что вместо мира нужна война, вместо примирения победа, вместо общей трапезы стена – это неправда.
Правда состоит в том, что в любой стране, а в Украине особенно, живут разные люди. Правда состоит том, что следует принять каждого в его правде (или, если хотите, в его расстановке акцентов), а не навязать ему свою. Правда состоит в том, что этого сделано не было. Правда состоит в том, что никакой альтернативы диалогу, просьбе о прощении, дарованию прощения – никакой альтернативы нет.
Один из отцов Церкви сказал: подлинный крест – не тот, что ты сам решил выбрать, а тот, что ты принял.
Высказывание Папы и представителей Святого Престола говорят о том же: подлинная задача христиан в данной ситуации – не жить в выдуманном мире, где есть хорошие и плохие, а понять, какая правда стоит за каждым, принять правду каждого и найти способ соединить их, ко всем относиться с любовью и всех призывать к истине.
Мира тебе, Украина.
Сергей Гуркин