Гомосексуализм и Церковь: дилемма, вызов, благая весть

Недавно Папа Франциск заявил во время пресс-конференции в самолете, возвращаясь из Бразилии в Рим: «Если человек — гомосексуалист, но ищет Господа и имеет добрую волю, то кто я такой, чтобы судить его?»

Сказал ли Папа тогда что-то новое, что-то революционное? Безусловно, нет. Вот, что может и должен прочесть каждый католик в Катехизисе Католической Церкви:

«2358 Немалое число мужчин и женщин представляют глубоко укорененную тенденцию к гомосексуализму. Эта наклонность, объективно нарушающая порядок, для большинства из них является трудным испытанием. К ним нужно относиться с уважением, состраданием и тактичностью. Надо избегать по отношению к ним всяких проявлений несправедливой дискриминации. Эти люди призваны исполнить волю Божию в своей жизни и, если они христиане, соединить с Крестной Жертвой Спасителя те трудности, с которыми они сталкиваются вследствие своего состояния.

2359 люди, склонные к гомосексуализму, призваны к целомудрию. Благодаря добродетелям самообладания, воспитывающим внутреннюю свободу, иногда с помощью бескорыстной дружбы, молитвы и благодати таинств, эти люди могут и должны постепенно и решительно приближаться к христианскому совершенству».

Основной принцип христианства и Католической Церкви – инклюзивность. Есть только «мы». Нет никаких «они» или «другие». И люди любых групп и принадлежностей могут и должны быть частью Церкви. Сексуальная ориентация не должна становиться преградой для человека, не должна лишить его надежды на Царство Небесное. Разве Господь не любит всех без исключения единой отцовской любовью? Очень важно понимать, что личность определяет не то, к чему человека влечет его тело, но то, как он поступает с этим влечением, то, как он располагает своим телом.

Представьте себе человека нетрадиционной сексуальной ориентации. Это врожденное качество. Почему такой человек, будучи цельной личностью, должен испытывать стыд за то, чего он сам не выбирал? Почему он должен чувствовать себя «не таким» из-за чего-то, к чему он сам не стремился? Почему такой человек должен быть порицаем лишь за то, каким он является с рождения? Единственный правильный здесь ответ – конечно, не должен.

Итак, – «мы», а не «они». Все люди – дети одного Отца. Проявление уважения и любви со стороны христианина к людям нетрадиционной ориентации это не толерантность. Толерантность — это отношение, которое подразумевает именно наличие двух различных групп, разделение на «мы» и «они». Но для христианина такое разделение невозможно. Проявление любви и уважения к людям нетрадиционной ориентации это просто – христианство.

Совсем недавно на одном из самых популярных англоязычных католических Youtube-каналов Ascension Presents вышел ролик американского католического писателя и спикера Джейсона Эверта, посвященный вопросам гомосексуальности. В этом ролике Эверт высказал удивительно точную мысль:

«Ваши сексуальные влечения – это не ваша идентичность. Если я стану определять свою жизнь своими влечениями, моя жизнь очень быстро станет весьма запутанной. Католическая Церковь не считает, что в мире есть 58 типов личностей: геи, трансгендеры, гетеросексуалы и так далее и тому подобное. Нет. Католическая Церковь считает, что существует всего три типа личностей: Пресвятая Троица, Ангелы и люди, созданные по образу и подобию Божию. Если Вы гей, то вы все равно – сын Господа или Его дочь».

Любовь – основополагающий принцип. Любовь и есть Господь. Но не следует забывать о том, что любовь — это также и ответственность. Вспомним слова Иоанна Павла II: «Я уверен: любовь и сексуальность — самая удивительная связь между разумом и природой. Но любовь также — ответственность».

И эта ответственность начинается с осознания, что любовь и секс – не одно и то же. Любовь и сексуальная ориентация это не одно и то же. Любовь и влечение это не одно и то же. Любовь — это служение другому, любовь — это компромисс, труд, жертва, дарение всего собственного естества без остатка другому. Часто, любовь вообще не имеет ничего общего с сексом.

Все люди грешны. Но все люди любимы Богом безусловно. И это не пустой звук, не общие слова. Это очень и очень конкретная штука. У каждого из нас уже есть Друг, любящий нас такими, какими мы есть, с рождения, причем безусловно. Далее, каждый сам самостоятельно решает, что делать с этим фактом. Как я отвечу на эту безусловную любовь? На какие жертвы я готов пойти ради ответной любви? Как сильно я готов себя ломать, переделывать, работать над собой, чтобы научиться любить так же, как любят меня? Правда в том, что, если я не отвечу на любовь Бога, Он не перестанет от этого меня любить.

Каждый человек уникален. Его история, его жизнь уникальны. И путь к Богу у каждого свой. И у всех – я подчеркиваю это – у всех без исключения на пути к Богу встречается масса препятствий разной сложности и величины. И причиной этому является не разное отношение Бога к разным людям, но уникальность каждого отдельного человека. Кто-то преодолевает эти препятствия быстро, кто-то годами, кто-то борется с ними всю жизнь. Кто-то проигрывает в этой борьбе. Но даже тогда Господь продолжает его любить. Потому что Его любовь безусловна.

Сегодня перед Церковью стоит не дилемма, но вызов. И вызов этот заключается в том, чтобы понять, как именно свидетельствовать каждому человеку, что Церковь хочет его видеть в своей семье, независимо от его личных, частных особенностей. Вызов заключается в том, чтобы научить семью смотреть на всех без исключения с безусловной любовью, то есть так, как этому учит Господь. Вызов заключается в том, чтобы перестать оперировать понятием толерантности, а значит перестать делить людей на «мы» и «они». Вызов заключается в том, чтобы донести эту благую весть об инклюзивности Церкви, о силе ее любви.

Если где-то в этом мире и должно быть исключено из практики пристыжать и порицать человека просто за то, кем он является, то это в христианской Церкви. Если мы не полюбим другого таким, какой он есть, как он полюбит нас и нашего Отца такими, какие мы есть?

Несколько недель назад в авторитетном христианском журнале Christianity Today вышла статья Рэйчел Гилсон, лесбиянки, которая стала христианкой и вышла замуж. В этой статье она поделилась своим опытом о том, как она НЕ перестала испытывать влечение к женщинам, но все равно стала частью Церкви и вышла замуж. Свою удивительную статью Рэйчел Гилсон закончила следующими словами:

«Сообщество, стать которым призывает нас Бог – сообщество интимности, влечения, правды, милости – это Его инструмент для поддержания нас, формирования нас, приготовления нас к вечной жизни с Ним. Призваны ли мы к браку или нет, история трансформации во Христе должна происходить в таком сообществе. Поэтому это не история того, как я стала гетеросексуальной, чего на самом деле никогда не произошло, и что, на самом деле, не имеет значения. Это история того, как я стала цельной, а это происходит каждый день».

Николай Сыров

Фото: www.minnpost.com