География Спасения: Гора Искушения

Монастырь Искушения Христа находится в Палестинской автономии, в иудейской пустыне, на северо-западной окраине Иерихона. Главная святыня монастыря – камень, на котором молился Спаситель. Вход бесплатный. К монастырю ведет канатная дорога, нижняя станция которой располагается в самом центре Иерихона.

Сюда редко возят паломнические и туристические группы. В первую очередь, потому что существуют ограничения на посещение этого района. Чтобы совершить восхождение, нужно получить специальное разрешение Армии обороны Израиля. Поэтому большинство туристических фирм предпочитают проводить экскурсии в менее труднодоступных районах. Старинная крепость Дагон (или Дук) остается волшебным местом, доступным немногим.

Когда-то, во времена Хасмонеев, над Иорданской долиной возвышалось семь крепостей. Наверное, самая известная из них – Масада. В их задачи входила защита рубежей Иудеи. Кроме того, у подножия горы, на которой стояла крепость, нередко располагался дворец. Так было и у крепости Дагон. Цитадель не только имела прекрасный вид на самый древний город мира, Иерихон, но и охраняла дворец иудейского первосвященника и царя Иоанна Гиркана.

С горой Дагон и возвышавшейся над ней крепостью в судьбе иудейского властителя была связана печальная страница. Первая книга Маккавеев так повествует об этом: «И когда опьянел Симон и сыновья его, тогда встал Птоломей и бывшие при нем, взяли оружия свои и вошли к Симону во время пира и убили его и двух сыновей его и некоторых из служителей его. Так совершил он великое вероломство и воздал за добро злом» (Мак 16, 15-16). Симон был царем Иудеи и отцом Гиркана. Теперь убийцы, посланные вероломным Птоломеем, охотились и за молодым наследником. Только прибыв в Иерусалим, Гиркан почувствовал себя в безопасности. Жители сразу же признали в нем нового царя. Вернувшись под стены Дагона с армией, Иоанн Гиркан пытался взять крепость штурмом. Но Птоломей всякий раз, когда к воротам Дагона подходили нападающие, выводил на крепостную стену свою свекровь, мать иудейского правителя, подвергая ее пыткам. Несмотря на то, что женщина проявляла удивительную стойкость и ободряла сына в его желании отомстить убийце, Гиркан после нескольких месяцев снял осаду. Мужественная женщина была убита, а Птоломей бежал в Раббат-Аман (нынешняя Иордания).

Иоанн Гиркан правил в Иудее тридцать лет. Поскольку он был воспитанником фарисеев, то долгое время поддерживал эту партию, выступавшую против греческого влияния в жизни страны. Но это не помещало ему возводить дворцы, в которых все было оборудовано по последней греческой моде. Так у подножия горы Дагон он выстроил целый комплекс, включавший в себя сады и бассейны. До наших дней здесь ничего не сохранилось. Только в исторических документах встречаются упоминания о тех или иных сооружениях. О самом же Гиркане мы находим упоминание у Иосифа Флавия. Он отмечает, что правитель был наделен тремя дарами: светской властью, первосвященством и даром пророчества.

В районе Дагона практически не велось раскопок, поэтому все, что с ним связано, носит характер предположений. Свое название гора, а потом и крепость, получили в честь языческого божества Дагона. Ему поклонялись филистимляне, обосновавшиеся в Ханаане. Он, как повествовали мифы, научил людей сажать зерно и обрабатывать землю. Само имя божества происходит по одной из версий от еврейского слова «даган», что значит зерно. Правда, существует и другое предположение, которое вошло и в христианские средневековые представления. Имя божества образуют от еврейского слова «даг», «рыба». Поэтому можно встретить два названия горы. То ее называют Дагон, то Даг. Впрочем, с эпохи крестовых походов у нее появилось и третье название, Каранталь. А от языческих времен осталось только название источника, бьющего у подножия горы, Дьюх (от Дук – одного из вариантов названия крепости).

Предполагают, что первая крепость здесь была возведена еще в VI веке до Рождества Христова, во времена Вавилонского пленения. Потом, в IV веке, свой форпост оборудовали селевкиды, чтобы контролировать ущелье Фара, называемое еще Вади Кельт или воротами в Иудейскую пустыню.

Потом крепость активно использовалась Хасмонеями, а в годы правления Ирода она была укреплена согласно законам римского фортификационного искусства. Впрочем, после смерти Ирода Дагон была заброшена.

Как только из этих мест ушли военные, их облюбовали всевозможные отшельники. Все дело в том, что гора, находящаяся на границе между Иерихоном и Иудейской пустыней, вся испещрена пещерами, в которых не только можно укрыться, но и найти воду. Предполагают, что во времена Иисуса в этих местах, так же, как и в Кумране, селились ессеи.

С высоты открывается прекрасный вид на Иерихон. Св. Иероним, а за ним и многие средневековые иудейские и христианские ученые, связывали название этого города с Луной. Все дело в том, что в древнееврейском языке Иерихон (Yeriho) и Луна (yareh) имеют общий корень. Кроме того, с древнейших времен этот город на картах изображали в виде лабиринта, состоявшего из семи кругов. Число семь связано с количеством раз, которое евреи под предводительством Иисуса Навина обошли вокруг города прежде, чем его стены рухнули. А лабиринт – это символ греховного мира, нуждающегося в спасении.

Средневековое изображение Иерихона. Фото: Pinterest

Таким образом, Иерихон, первый город, покоренный евреями в Земле Обетованной, на многие века так и остался в народном сознании символом греха. Поэтому не удивительно, что аскеты былых веков поднимались на гору Дагон, входящую в массив, который еще называют «плечи Иерихона», поскольку они словно обхватывают этот низменный район, чтобы с высоты своей близости с Богом смотреть на падший мир и молиться о его спасении.

Недалеко от Иерихона в устье реки Иордан проповедовал Иоанн Креститель. Сюда пришел к нему Иисус, чтобы войти в воды реки прежде чем начать свое служение. Приняв крещение, Господь отправляется в Иудейскую пустыню на сорок дней. Начиная с четвертого века от Рождества Христова, местом его сорокадневного поста считалась гора Дагон. Здесь стоит еще раз вспомнить о том, что название горы ассоциировалось с рыбой. Ведь аббревиатура Христа по-гречески – ИХТИОС, рыба. Поэтому неудивительно, что греческие монахи связали эту гору с Иисусом. Предполагалось, что Он находился в одной из многочисленных пещер этой горы. Как подтверждение приводят забавный аргумент о том, что в Евангелиях говорится, что Иисус взалкал (Лк 4,2), т.е. почувствовал голод, а не жажду. Ведь в этих местах достаточно воды. Сорокадневный пост Спасителя и дал новое название этой горе – Каранталь, от латинского Quarenta.

Получается, что Иисус провел сорок дней у развалин древней крепости Хасмонеев, в одной из пещер, вероятно помнящих еще шпионов, посланных Иисусом Навином в Ханаан. Он смотрел на город греха Иерихон и… на Долину скорби. Эта долина – часть долины Иордана, и хорошо видна с горы. Она несколько раз упоминается в Ветхом Завете. В седьмой главе книги Иисуса Навина рассказывается об Ахане, нарушившем запрет и взявшем себе часть добычи из проклятого города Иерихон. Это навлекло на евреев Божий гнев. Когда Ахан признался в содеянном, его побили камнями. «После того, как они сожгли Ахана, они набросали на его труп груду камней, которые уцелели и по сей день. Так как Бог навёл здесь беду на Ахана, это место называется Долина Ахор (что значит беда). После этого гнев Господа на народ утих» (Нав 7,26). В пророчествах Осии и Исайи эта долина приобретает новое значение. Она становится символом избавления от греха, местом, куда приходит спасение. «И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской» (Ос 2,15). «И будет Сарон пастбищем для овец и долина Ахор — местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня» (Ис 65,10).

Долина скорби. Фото: Pinterest

В начале IV века в эти места пришёл греческий монах Харитон. Был он родом из города Икония в Малой Азии. У себя на родине монах подвергся гонениям. А будучи отпущен на свободу, отправился в паломничество в Святую Землю. Здесь он примерно в 340 году организовал первый монастырь на территории Иудейской пустыни. Довольно быстро обитель стала разрастаться. Ища уединения, св. Харитон отправился в сторону Иерихона и здесь на горе Дагон основал новый монастырь. Предположительно храм находился на месте старой крепости, а монахи селились вокруг в пещерах. В конце IV века паломники знали эту обитель как Евпидиев (по имени преемника св. Харитона) монастырь на горе Сарантарион (по греч. Сорокадневная).

В 614 г. эти земли были захвачены персами. Монастырь был разорен и уничтожен. Но память о связи этого места с евангельскими событиями не стерлась. В 1099 г. сюда приходят крестоносцы. Они восстанавливают две церкви, оставшиеся от прежней обители. Одну – на вершине горы, там, где когда-то была крепость. Вторую – чуть ниже, в одной из пещер, там, где с древних времен хранился камень, на котором сидел Христос. Примерно с 1116 г. здесь снова появляется монастырь. Коннетабль Эсташ Гарнье, недавно выбранный сеньором Цезарии и Сидона, и его супруга Эмма, племянница патриарха Иерусалима Арнульфа, жалуют ему земли и мельницу для обработки сахарного тростника (ее руины сохранились). В 1134 г. обитель подчиняют приору Храма Гроба Господня. С этого момента монастырь Кварантена начинает разрастаться. Иерусалимский патриарх направляет на строительство монастыря всю десятину, собираемую в Иерихоне. Прибывающие сюда паломники описывают часовни, располагающиеся на склоне горы. А в 1187 г. Иерихон сдается без боя войскам мусульманского полководца Саладина. С этого момента город, окружающая его долина и т.н. «плечи Иерихона» приходят в запустение. Монахи вместе с крестоносцами покидают эти места. Казалось бы, история монастыря окончена. Но в 1289 г. доминиканец Рикольд из Монтекроче посещает эти места. Он служит Мессу в храме на горе Каранталь, а также общается с отшельниками, населяющими окрестные пещеры. В 1480 г. эти места посещает другой доминиканец, немецкий историк Феликс Фабри. В своем трехтомном сочинении, посвященном паломничеству в Святую Земля, он упомянет и Гору Искушений, отметив, что мусульманский губернатор Газы изгнал отсюда всех монахов. В XVI веке монастырь уже стал руинами. Об этом сообщает францисканец, Кустод Святой Земли Бонифаций из Рогузы.

В 1874 г. предпринимается новая попытка восстановить здесь монашескую жизнь. В этих местах селится русский отшельник, монах Аркадий Конюхов. Он пытается вернуть монастырю прежний облик, отбивается от грабителей-бедуинов и пишет письма на родину, прося о пожертвованиях. Ему удается восстановить малую церковь в пещере поста Господня и первого искушения. Постепенно вокруг старого монастыря начинают появляться русские отшельники. Приезжают паломники. Неспешно ведутся работы по восстановлению.

Монастырь искушения. Фото: Wikipedia

К сегодняшнему дню усилиями жертвователей из России монастырь на горе Каранталь восстановлен. В нем всего один насельник, иеромонах Герасим. Посетителей на горе крайне мало. Она так и остается местом тишины и уединения.

Анна Гольдина

Фото обложки: Pinterest

На страницу цикла