На днях Папа Франциск закончил цикл катехизаций по 10 заповедям, рассмотрев последнюю из них: «Не желай жены ближнего твоего… ни всего, что есть у ближнего твоего», которая уже скрыто присутствует в заповедях о прелюбодеянии и воровстве, рассмотренных раньше.
«Итак», — спрашивает Папа, — «каково же назначение этих слов? Являются ли они только некоторым обобщением? Или несут в себе нечто большее?»
Фактически, начал объяснять Папа, это последнее наставление касается самой сути всего Декалога: «Эти последние слова подчёркивают тот факт, что все прегрешения происходят из общего корня — из злых желаний. Все грехи рождаются из злых желаний. Все без исключения».
Папа Франциск напомнил слушателям, что заповеди очерчивают «границы жизни». Выйдя за эти границы, человек разрушает самого себя и своих ближних, разрушая свои отношения с Богом.
Но весь путь, намеченный заповедями, говорит он, «будет бесполезен, если не достигнет своей конечной точки, сердца человека. Пункт назначения всего этого странствия – это сердце, и, если сердце не обрело свободы, от всего остального пользы мало», — говорит он.
Удушающая правильность
Франциск говорит, что главный вызов нашей жизни – очистить своё сердце от «всех этих злых и уродливых вещей», чтобы мы не влачили «жалкое существование рабов, но жили как сыновья».
«Часто», — предостерегает он, — «за фарисейской маской удушающей правильности спрятано нечто уродливое».
Мы должны позволить этой завершающей заповеди о желаниях сорвать с нас маску, потому что тогда станет видимой наша нищета, которая поведёт нас к святому смирению. Каждый из нас может спросить себя: какие мерзкие желания часто приходят ко мне? Зависть, жадность, сплетни? Каждый может спросить себя сам, и это пойдёт ему на пользу. Человек нуждается в этом благословенном смирении, которое делает его способным открыть, что он не может освободить себя сам, один…
Папа Франциск предупреждает: мы не должны думать, что мы сами можем исправить свои злые желания.
«Это бесплодная попытка – стараться очистить своё сердце одним только титаническим усилием своей воли: это невозможно», — говорит он. — «Мы должны открыться на отношения с Богом в правде и свободе. Только это сделает наши усилия плодотворными, потому что не мы продвигается вперёд своими силами, а Дух Святой несёт нас вперёд».
Не мы спасём себя
Папа объясняет: «Задача Библейского Закона не в том, чтобы ввести человека в заблуждение, будто буквальное следование Закону приведёт его к спасению. Это спасение искусственно и, более того, недостижимо. Задача Закона в том, чтобы принести человеку правду о нём, правду о его нищете, которая становится подлинной открытостью, личной открытостью милосердию Бога, Который преображает и обновляет нас. Только Бог способен обновить наше сердце, если мы откроем Ему его — это единственное условие. Всё остальное сделает Он Сам, но мы должны открыть Ему своё сердце».
Так последняя заповедь Декалога «учит нас признавать, что мы нищие попрошайки», — говорит Папа. — «Она помогает нам стать лицом к лицу с неупорядоченностью нашего сердца, прекратить жить, как эгоисты, и стать нищими в духе, стать подлинными в присутствии Отца, позволяя Сыну нас спасать, а Святому Духу — нас наставлять. Святой Дух – Учитель, Который ведёт нас: давайте позволим Ему нам помочь. Мы нищие, давайте же просить благодати».
Воистину блаженны те, кто перестал обманывать себя, веря, что может избавиться от собственной слабости сам, без Божьей благодати, которая одна может исцелять. Только Божья благодать может исцелить сердце.
Блажен тот, кто признаёт свои злые желания и со смиренным духом и сокрушённым сердцем стоит перед Богом и ближними, как если бы они были праведниками, а он – грешником.
Как прекрасны слова Петра, обращённые к Господу: «Выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный». Это прекрасная молитва: «Выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный».
Кетлин Хаттрап
Источник (англ.): Aleteia
Перевод: Наталья Проскурина
Фото: ANSA