Гроза среди ясного неба

6 ноября стало известно, что священник Глеб Грозовский обвиняется в действиях сексуального характера по отношению к несовершеннолетним. Первым, сообщившим об этой скандальной новости, стал самый «желтый» российский портал. Дальше информация по методу «копи паста» разлетелась по СМИ. Русская Православная Церковь оказалась абсолютно не готова к такой ситуации. В том числе и потому, что сам о. Глеб не хотел афишировать проблему, скрывая все даже от самых близких. Священник надеялся, что «все рассосется» и клевета будет разоблачена. Впрочем, давайте по порядку.

Глеб Грозовский родился в Ленинграде в многодетной семье протоиерея Виктора Грозовского. Его отец служил артистом в ряде известных ленинградских театров, был режиссером на телевидении. Придя к вере в далекие советские годы, он оставил все и поступил с семинарию. Стал священником, известным всему городу на Неве, уважаемым и авторитетным душепастырем.

Глеб с детства любил футбол. Он учился в футбольной школе «Зенит», выступал за сборную города и петербургский клуб «Динамо». Получив серьезную травму в возрасте 19 лет, юный Грозовский оставил профессиональный спорт и поступил в Университет им Лесгафта, который окончил с дипломом футбольного тренера. Впрочем, сразу по окончании ВУЗа он отправился сдавать приемные экзамены в семинарию. Во время учебы он был иподиаконом  митрополита Владимира. После рукоположения в 2005 году он был отправлен служить в Софийский собор города Пушкина.

Тут пригодились педагогические таланты о. Глеба. Он много работал с детьми и молодежью. Преподавал в школах, организовывал детские лагеря, тренировал футбольную команду детского дома. Столкнувшись с проблемой юношеской наркомании, серьезно занялся ее профилактикой. Когда в 2007 году футбольный клуб «Зенит» обратился к епископу Маркеллу, викарию Санкт-петербургской епархии, большому любителю футбола, за помощью в поиске капеллана, тот без раздумий указал на о. Глеба Грозовского.

Отец Глеб провел с клубом практически весь чемпионский сезон, ездил на все матчи, общался с игроками и сотрудниками команды. К нему они обращались с духовными вопросами, просьбами окрестить детей, повенчаться.  Я не буду называть имен, но среди них были очень известные игроки. Что интересно, о. Глеб помогал и «инославным» футболистам пообщаться со своими священниками. Так он тесно познакомился с католическим приходом в Пушкине.

Используя свои связи в футбольном мире, о. Глеб организовывал футбольные турниры болельщиков, ездил с лидерами «Зенита» и сборной России по школам и детским домам в рамках профилактики наркомании. С ним тесно общались и считали своим духовником не только футболисты, но и представители других видов спорта.

Отец Глеб Грозовский писал книги, вел страничку на миссионерском сайте, вел программы на двух христианских радиостанциях и христианское ток-шоу на светском телеканале, куда приглашал известных петербуржцев, поговорить о Боге.

Несколько лет назад о. Глеб был назначен настоятелем прихода в деревушке Малое Верево. Это лишь звучит красиво. По факту там не было ни храма, ни общины. Отец Глеб кинул клич на своей страничке ВКонтакте и насобирал денег на небольшую уютную часовню. Вокруг него собралась теплая и большая община. «Курятник» с крестом  стал настоящим домом для многих жителей деревни. В ближайшую школу отец Глеб ходил проводить духовные беседы, привозил звезд спорта для акций по профилактике и борьбе с наркоманией.

В этом деревенском храме я встречал молящимися чемпионов СССР по футболу и чемпиона мира по профессиональному боксу.
Как было уже сказано, отец Глеб очень часто выезжал как душепастырь в детские лагеря. Он любил детей, и дети отвечали ему взаимностью. Вокруг него всегда вилась малышня и подростки, не давая проходу.

«Отец Глеб неординарная личность. У него активная жизненная позиция. Его действительно любят дети. Смены с ним были самые большие. Дети от него не отходят», — рассказывает одна из постоянных воспитательниц в православных детских лагерях Лидия Арцишевская.

Возникновение конфликта, приведшего к обвинению священника в педофилии, связано с обычной детской влюбленностью. Многие из нас не раз встречались с подобной ситуацией, когда девочки подростки влюбляются в молодых священников! Вспомнить хотя бы главу «Мой дуся ксендз» из повести Александры Бруштейн «Дорога уходит в даль».

Все началось со слухов, которые распустила девчушка, из прихода отца Глеба, во время детского лагеря на острове Коневец. «Слухи запустила моя дочь Ксюша. Из ревности», — рассказывает Светлана Некрасова, прихожанка храма о. Глеба. «Этим слухом она напугала девочку, о которой сейчас все говорят. Девочки, подавшие заявление, не прихожанки храма Иоанна Воина. Отец Глеб принимал всех детей. Были и некрещеные дети. Его задача  была привлечь как можно больше детей, людей к Богу.  Мне было обидно, что моя дочь стала источником слухов, потому что мы много лет с о. Глебом знакомы. Они всю смену пытались разубедить девочку, что это неправда. Но слово не воробей«.

Папа девочки, которой поведали о чем-то, связанном с отцом Глебом, и, судя по всему связанным с сексуальными темами, что называется «завелся».  Он позвонил по телефону и священнику, и Светлане Некрасовой, крича, что у него «хватит денег, чтоб посадить вас всех»!

Через некоторые время в милицию от имени девочки было подано заявление о действиях сексуального характера по отношению к ней, совершенных  о. Глебом на острове Кос в Греции. И медицинская справка о том, что эта девочка уже не девственница. Правда, без указания времени и причин, когда это произошло.

Следователи начали рьяно собирать заявления. Использовалось психологическое давление и шантаж. Встречи с мамами девочек происходили тайно. В машинах, на улице.  Рассказывает Светлана Некрасова: «Мне позвонили из Уголовного розыска: «Мы к вам приедем». Когда следователь приехала ко мне на работу и встретила меня около проходной, она меня уже знала. Не только в лицо, но и очень личную информацию.  Стала мне про меня все рассказывать! Было ощущение, что она вскрыла мою личную переписку. Было ощущение, что меня держат под колпаком. У меня был  мандраж. Я считаю, что это психологическое давление!

Затем следователь стала поливать грязью отца Глеба. Она назвала его «маньяк в рясе» и утверждала, что это стопроцентная правда!  Вместе с тем следователь очень боялась огласки нашей встречи. Боялась, что верующие защитят. Мы позвонили о. Глебу и предупредили, что против него что-то готовится«.

Отец Глеб посчитал, что не будет бороться с клеветой, не будет информировать родных о назревающем конфликте. Судя по всему, он не воспринял ситуацию серьезно. Обвинения звучали абсурдно.  Так сложилось, что его знакомые, имеющие реабилитационные центры в разных странах мира, в очередной раз обратились к о. Глебу с просьбой отправится в центр в Ашдоде и помочь в работе с наркоманами.

В это-то время рядом со священником появился православный адвокат. Никто из родных и прихожан не знал эту женщину. Священник доверился ей и ее советам. Адвокат посоветовала священнику попросить епископ откомандировать его в Израиль и написать прошение, чтобы снять его с должности настоятеля и отправить за штат. Что стало причиной такой доверчивости, кто посоветовал отцу Глебу этого адвоката, никто не знает. Так и сложилась странная ситуация: абсурдное и страшное обвинение, а обвиняемый «скрывается» заграницей.

Выброшенная внезапно в СМИ информация, через «желтый» источник заставляет задуматься. Пугает напор следователей и их явные нарушения закона. Например, по словам сестры о. Глеба, когда пришли с обыском к ней в квартиру, то сотрудники полиции запретили ей звонить по телефону адвокату. Все делается, чтобы как можно быстрее сформировать общественное мнение, убедив всех в абсолютной виновности священника.

Но дело в том, что все доказательства очень шатки. К сожалению, все документы скрыты тайной следствия. Но в СМИ откуда-то появляются все новые и новые подробности. «Утечка, домыслы. Это все давление на свидетелей, чтобы показать им,  что обратной дороги нет«, — утверждает адвокат Валентина Балковая. По ее словам это свидетельствует о неуверенности стороны обвинения в доказательной базе.

Мне довелось общаться с людьми, державшими дело в руках. По их утверждениям, никакой конкретики там нет. Общине фразы, домыслы  и нестыковки, надуманность.

О невозможности, даже теоретической, действий сексуального характера со стороны священника утверждают все участники лагеря: и воспитатели, и дети. Отец Глеб никогда не оставался один. Он всегда был на виду: в окружении детей, взрослых и своей семьи.

Я хорошо и давно знаю о. Глеба. Абсурдность обвинений лично для меня очевидна. Знающие люди говорят, что дело развалится еще до суда. Некоторые уверяют, что суд решит, как было на самом деле.

Сейчас я читаю книгу «Шпионы Ватикана» о католических священниках, осужденных в СССР за шпионаж. На заверения священнослужителей, что они не виновны, лагерное начальство заявляло, раз суд решил, значит, так оно и было.

Мне кажется, что стоит помнить об опыте прошлых лет. В том числе и о недавнем. Многим из российских католиков была неприятна злорадная реакция на педофильские скандалы в Католической Церкви. И я уже встречаю язвительные реплики российских католиков, связанные с этим скандалом. Стоит ли радоваться?

Михаил Фатеев

Смотрите программу «Благословение» с Михаилом Фатеевым о деле о. Глеба Грозовского: