Фразу «счастье можно найти даже в самые темные времена, если не забывать обращаться к свету» произносит профессор Альбус Дамблдор в одной из серий саги о Гарри Поттере, а именно – в фильме «Гарри Поттер и узник Азкабана». Эта фраза не упомянута в книге, а звучит лишь в ее экранизации, которой исполнилось уже 20 лет. За это время фраза стала узнаваемой и растиражированной. Однако, если посмотреть на нее с христианской точки зрения, за ней скрывается гораздо больше, чем простой оптимизм. Как она может помочь нам глубже понять значение света Христовой Любви? О «дементорах» в нашей жизни и о «моментах темноты», связанных с депрессивным состоянием и апатией в религиозной жизни, размышляет Николай Чирков.
Начну с замечания относительно романа о Гарри Поттере. Я не сторонник демонизации современной культуры, к которой также относится мировая литература. Да, это книга о волшебстве, магии и, казалось бы, о вещах и феноменах, не связанных напрямую с христианством. Но для меня, прежде всего, это книга о дружбе, об отношениях, взрослении и открытии любви, в том числе, и ее источника. Все зависит от нашего способа прочтения и восприятия. Этим я хочу сказать, что во множестве мирового литературного наследия можно найти мысли, которые могут приблизить к пониманию в том числе некоторых аспектов христианства.
Цель данной статьи – поговорить о Свете в жизни христианина, его источнике и значении. Чтобы раскрыть вопрос, как отсутствие света связанно с апатией, а порой и с депрессивным состоянием, я решил взять за основу эту фразу, которую я услышал в фильме.
Об отсутствии света и его влиянии на жизнь и психическое, а также и физическое состояние я знаю не понаслышке. Я родился и вырос в Якутии, где в зимний период из-за географического положения и климатических условий в течение нескольких месяцев практически не видно солнечного света, но об этом – чуть позже… Вернемся к Гарри Поттеру, а точнее – к писательнице Джоан Роулинг.
В детстве, читая серию книг о Гарри Поттере, я не осознавал глубинные вопросы, которые поднимает автор, а ограничивался лишь увлекательным путешествием персонажей. Но во время нового прочтения (мне было далеко за двадцать) меня не покидало ощущение, что автор пережила некий духовный опыт. Будучи студентом в университете, я изучал психологию религии, поэтому осмелюсь предположить, что этот духовный опыт связан со встречей с темной стороной – автор отчетливо описывает чувства души, соприкоснувшейся со тьмой. Техники борьбы со тьмой, описанные в сериях книг, очень похожи на самостоятельный, интуитивный поиск путей этого противостояния. Роулинг смогла создать историю с переплетенным повествованием, сочетающим в себе настоящее, прошлое и будущее. Меня поражает, что в историю волшебника, помимо придуманного ею фантазийного мира, она также включила мир, который знаком всем нам, в котором мы живем, вместе с сопутствующими проблемами (напомню, что в романе отражена культура Лондона 90-х). Определяющей особенностью романа является овладение прямым языком, который одновременно решает этические и моральные вопросы, а вместе с тем – погружает читателя (зрителя) в поле непрерывной борьбы, в столкновение с выбором «между тем, что правильно, и тем, что легко», как сказал бы профессор Дамблдор.
Тема света проходит через все книги этой серии, но я ограничусь лишь экранизацией книги «Гарри Поттер и узник Азкабана», где как раз упоминается фраза про свет и наиболее четко вырисовывается концепция противостояния света и тьмы. И пойдем мы от тьмы к свету…
«Дементоры»: образ тьмы, пустоты, отчаяния и депрессии
Кто читал или смотрел «Гарри Поттер и узник Азкабана», возможно, помнят образ дементоров. Эти летающие темные безликие существа охраняют тюрьму Азкабан. Профессор Альбус Дамблдор описывает их так: «Дементоры притягивают ваши тайные страхи. Их не проведешь фокусами или хитростью. Они не ведают пощады, не умеют прощать, напрасно их умолять об этом, но знайте, что счастье можно найти даже в самые темные моменты, если не забывать обращаться к свету».
Дементор связан с чем-то мрачным, с самыми тяжелыми и болезненными воспоминаниями, неуверенностью, страхами и пустотой. Джоан Роулинг не скрывает, что в книге она отразила свой жизненный опыт, наполненный трудностями, неудачами, собственной внутренней борьбой и пережитой депрессией. Подавленность, одиночество и неспособность увидеть «свет в конце тоннеля»… В одном из интервью для американского телеканала она выразила свое состояние словами: «трудно описать депрессию тому, кто никогда ее не испытывал, это не грусть. Я знаю грусть. Когда вам грустно, вы плачете и чувствуете что-то, но депрессия – это холодное отсутствие чувства, это пустота. Ты думаешь, что никогда не сможешь ничему больше радоваться. Отсутствие надежды». Она выразила состояние собственной депрессии через творчество, придумав образ дементоров – существ, которые в художественной форме воплощали все негативные эмоции, с которыми она сталкивалась сама.
Тут интересно посмотреть на значение слова «дементор». Оно отсылает нас к латинскому demens, что означает – безумный, лишенный рассудка, сумасшедший. В книге вернее его перевести как «лишающий рассудка»: приставка de- означает устранение, лишение + корень mens, означающий рассудок + окончание or, обозначающее род деятельности либо профессию. Напоминает также название общего комплекса психического расстройства – деменции – необратимого снижения когнитивных способностей, необходимых для повседневной деятельности, а также утрату уже приобретенных навыков.
В романе дементоры описаны как самые отвратительные существа на свете: они безликие, у них отсутствуют глаза, бледная, покрытая слизью и струпьями кожа. Они приносят уныние и смерть, высасывая душу из всего живого. При их приближении человек испытывает холод, его накрывают приступы страха и отчаяния. Они питаются радостью и всем хорошим, что есть в человеке, оставляя взамен лишь самые страшные воспоминания, уныние, чувство одиночества и страха. Такое описание ярко иллюстрирует состояние человека, страдающего депрессивным расстройством.
В книге описана самая тяжелая форма наказания для преступников: дементор – страшное существо, способное уничтожить разум и вызвать смерть – делает это с помощью поцелуя. Он высасывает душу из человека. Интересный парадокс, поцелуй – одно из интимных и приятных действий между двумя любящими друг друга людьми. Из жеста выражения любви он превращается в действие, ведущее к смерти. Дементоры способны вызвать самые страшные воспоминания, страдания и душевную боль, которые мы несем в себе, чтобы подорвать наши силы и мужество. Они буквально поглощают волю жить и питаются отчаянием. Роулинг представила это наилучшим образом. Депрессия, на самом деле, действует так же, приводя к апатичному и подавленному настроению, чувству пустоты или раздражительности и ежедневной грусти, настолько, что отношение ко внешнему миру и мысли – всегда негативны. Более того, депрессия часто сопровождается физическими, физиологическими и когнитивными изменениями, которые значительно влияют на способность человека нормально функционировать. Ничто более не способно вызвать радость в человеке, полное отсутствие спокойствия и мира.
Однако Роулинг не оставляет читателя с этой ужасающей картиной, а дает практическую рекомендацию по борьбе с этим расстройством – обращаться к свету. В «Гарри Поттере» единственное оружие, способное противостоять дементору (читайте: депрессии), это заклинание «Экспекто Патронум», вызывающее свет, отгоняющий тьму. Чтобы заклинание подействовало, недостаточно взмаха волшебной палочки и произнесения магической формулы – необходимо внутреннее обращение к внутреннему источнику радости, к самому счастливому воспоминанию в сердце. Тут я акцентирую внимание на слове «воспоминание», оно важно в этом контексте именно как процесс, собственное усилие обращения к источнику света, позволяющему осветить темноту вокруг, чтобы приобрести уверенность. Согласитесь, ведь, находясь на трассе в темноте, с выключенными фарами автомобиля, на высокой скорости, сложно ориентироваться: нет уверенности, дорожное полотно и указатели просто не видны (вспомню еще раз мою родину, где мне не раз случалось вести автомобиль при густом тумане, в метель, на заснеженной трассе ночью). Нужно что-то предпринять: включить фары, чтобы понимать, где ты находишься и в каком направлении продолжать движение. Яркое, согревающее сердце воспоминание в истории Гарри Поттера проиллюстрировано как способ одоления дементора. Однако воспоминание о счастливом моменте является не лекарством, а всего лишь «профилактикой», способной противостоять темным моментам, полному отчаянию и унынию. Это как спасательный круг, позволяющий зацепиться за саму жизнь.
Профессор Альбус Дамблдор, говоря о дементорах, заканчивает позитивной нотой: «Счастье можно найти даже в самые темные времена, если не забывать обращаться к свету». Это одно из самых важных сообщений, заключенных в вызове найти силы внутри себя, чтобы, столкнувшись с собственными дементорами, противостоять тьме. В этой фразе я снова хочу акцентировать внимание на слова «не забывать». Это приглашение к действию, это побуждение. Как часто мы забываем, что мы любимы кем-то, что есть те, к кому мы можем обратиться. Что внутри у каждого из нас есть самые светлые воспоминания, обращаясь к которым сердце согревается, озаряясь светом. Тут важен сам источник света. Фраза призывает нас искать свет даже в самые темные моменты жизни. У человека есть выбор: свет или тьма. Именно наш выбор определяет то, кем мы являемся: это, пожалуй, самое ценное наследие, которое передала нам Джоан Роулинг в саге о Гарри Поттере.
Еще один момент, который бы я хотел упомянуть: если человек в тяжелой форме отчаяния и депрессии не может обратиться к воспоминанию о добром и счастливом моменте в своей жизни, то всегда можно обратиться за поддержкой к другу, с которым есть доверительные отношения. К другу, который готов протянуть руку помощи в самый трудный момент. К другу, который тебя принимает без осуждения, которому важно тебя услышать, которому небезразлично твое состояние. В романе у Гарри Поттера были рядом такие друзья. Напомню, что вся сага – это иллюстрация дружбы. Человеку нужен человек. Также и в опыте самой писательницы были люди, пришедшие к ней на помощь в борьбе с «дементорами».
Обращаться за помощью – это не слабость. Это смелость. Это смирение. Умение признаться, что ты сам не в состоянии помочь себе, и открыться для помощи – одно из ценнейших качеств человеческих отношений. Действительно, тяжело попросить о помощи, но гораздо сложнее – уметь ее принять. Опыт принятия помощи извне становится практическим опытом доверия в отношении с Богом.
Как сопоставить это с христианским пониманием Света?
На мой взгляд, в книге (и, соответственно, в фильме) использовано множество аллегорий, так или иначе отсылающих к некоторым идеям христианства. Возможно, потому что автор почти всегда отражает в книге свои собственные мысли и взгляды, это относится и к религии.
Иногда, жизненный путь представляется нам чередой испытаний. Случаются моменты, которые приносят разочарование, апатию и уныние. Мы можем чувствовать себя подавленными под гнетом негативных событий, новостного фона и, казалось бы, безнадежности что-либо изменить. Мы становимся беспомощными и ничтожными перед злом, которое разворачивается на наших глазах. Но каждый мрачный период (темные времена), напоминает нам Роулинг, таит в себе возможность обратиться к свету. Возможность, которая столь же реальна, сколь и трудна для понимания.
Фраза «Счастье можно найти даже в самые темные времена, если не забывать обращаться к свету» очень тесно связана с христианским представлением о Свете. Во всех культурах свет образует пару с понятием тьмы, противоположностью которой он является. Человек понимает свет, потому что существует тьма. Свет означает жизнь, тьма – смерть. Тема света проходит через все библейское откровение и пронизывает всю христианскую доктрину. Без обращения к Свету, без Его живого восприятия невозможно быть частью Церкви.
Существует широко распространенная и принципиально неоспоримая христианская формула, что тьма – это отсутствие света. Она утверждает существование и главенство последнего. Если есть свет, значит есть его источник. Отделение света от тьмы было первым делом Творца: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Быт. 1.3-4). В конце истории спасения Сам Бог будет Светом нового творения: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете Его…» (Откр. 21.23,25). От Света, понятия физического, который перемежается в нашем мире с тенью ночи, таким образом перейдет к Свету незакатному, который есть Сам Бог: «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин. 1.5). История, развивающаяся в промежутке между первым и новым творением, сама принимает вид конфликта, где сталкивается Свет и тьма, подобно тому, как сталкиваются жизнь и смерть: «В Нем была жизнь и жизнь была свет человеков» (Ин. 1.4). Человек остается объектом конфликта: его окончательная судьба определяется в образах Света и тьмы, как и в образах жизни и смерти. Следовательно, эта тема занимает главенствующее место среди религиозных символов, к которым прибегает Священное Писание.
С самых первых страниц Библии нам открывается удивительная история Света и Его источника. Свет, как и все остальное, существует только как творение Бога: Бог «посылает этот Свет и призывает его обратно, и он повинуется Ему с трепетом» (Вар 3.33). Свет воспевает Творца, вознося Ему хвалы: «Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света» (Пс. 148.3); «Благословите, свет и тьма, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3.70). Итак, Свет – это Дар Божий. Это удивительным образом выражено в книге Екклессиаста: «сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце» (Екк. 11.7). Отсюда происходит тесное сопоставление света и жизни, родиться – означает «увидеть свет»: «я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие свет» (Иов. 3.16). Поэтому свет заключает в себе экзистенциальное значение для тех, до кого он доходит.
Как и все другие творения, Свет есть знак, явно проявляющий нечто божественное. Он подобен отблеску Божией славы. В символическом образе теофании: свет – это одежда, в которую облекается Бог: «Ты одеваешься светом, как ризою» (Пс. 103.2). Когда Бог появляется, Он «как солнечный свет; от руки Его лучи» (Авв. 3.4). Символические образы, описанные в Библии устанавливают связь между присутствием Божиим и впечатлением, которое производит на человека ослепительный Свет. С появлением книги Премудрости образ Света стал применяться для выражения божественной сущности. «Премудрость» – чистое излияние славы Вседержителя – является отблеском вечного света, превосходнее всякого сотворенного света (См. Прем. 7.27,29). Символизм достигает здесь той стадии, которую еще шире использует Новый Завет.
Начиная с Ветхого Завета, мы можем проследить эсхатологическое значение света. В Новом Завете эсхатологический свет, обещанный пророками, становится реальностью в образе Христа. Когда Христос начинает проповедовать в Галилее, исполняется прорицание, данное еще в книге пророка Исайи: «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4.16). Евангелист Лука указывает, что Иисуса славословят с самого детства как «Солнце Востока», которое должно «просветить живущих во тьме и тени смертной» (Лк. 1.79). Иисус познается как Свет мира главным образом через Свои деяния и учение. В Евангелии от Иоанна Христос каждый раз акцентирует внимание слушателя, к которому обращается, на важности принятия Его как Света: «Доколе я в мире, Я свет миру» (Ин. 9.5); «Кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8.12); «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12.46). Его просвещающее действие проистекает из того, что Христос сам есть Слово Божие: «жизнь и Свет человеков», «Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1.4,9).
Момент, когда Иисус обличает божественный свет, заключен в Преображении: Его лик, «просиявший как солнце, а одежды, ставшие белыми как свет», как описывает евангелист Матфей (Мф. 17.2). Преображение предваряет состояние Воскресшего Христа, который является Павлу в ослепительном свете: «внезапно осиял его свет с неба» (Деян. 9.3); «свет, превосходящий солнечное сияние» (Деян. 26.13). Эти события отсылают к Ветхозаветной символике теофании: Свет, сияющий на лице Христа – Свет славы Самого Бога. «Бог, повелевавший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2Кор. 4.6). Именно в качестве Сына Божия Он есть «сияние славы Его» (Евр 1.3). Все, что является Светом, исходит от Него – от сотворения света в первый день творения до дара людским сердцам Света Христова: «Бог озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2Кор. 4.6). В этом заключен момент призвания от тьмы к Свету. Христос открывает, что Он – Свет мира. Бог, дабы возвещать совершенства, «призывал нас из тьмы в чудный Свой свет» (1Петр. 2.9). То есть, «Он избавив нас от власти тьмы, ввел нас в Царство Сына Своего, чтобы мы могли разделить участие в наследии святых во Свете», как пишет апостол Павел в Послании к Колосянам (Кол. 1.12). В этом заключена решающая благодать, являемая в таинстве Крещения, когда Христос освещает и просвещает нас: «вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе» (Еф. 5.8). Это определяет нашу линию призвания и нравственное поведение – ходить во свете: «поступайте как чада света» (Еф. 5.8).
Евангелист Иоанн акцентирует задачу, поставленную Иисусом: «еще на малое время Свет есть с вами: ходите, пока есть Свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет» (Ин. 12.35) (вспомните пример с автомобилем с выключенными фарами). То есть, важно, чтобы человек не дал потускнеть своему внутреннему Свету и чтобы он следил за своим оком – «светильником для тела»: «если твое око будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф. 6.22). Чтобы ходить во Свете, имея через это общение с Богом, который и есть Свет, необходима братская любовь. Тот, кто живет как истинный сын Света, распространяет божественный Свет, хранителем которого он стал. Став светом миру, человек исполняет миссию, порученную ему Христом. Иными словами, это свидетельство жизни во Христе, со Христом и через Христа. В конечном итоге, ходившие во «Свете Христовом», согласно пророческим и апокалиптическим текстам, войдут в Царство Божие, где, созерцая лик Бога, будут озарены Его Светом: «восстань, светись, ибо пришел свет твой, и слава Господня над тобой» (Ис. 60.1); «И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды на в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» (Откр. 22.4-5). Одной из сильнейших формул напоминания об этом является молитва в заупокойной Литургии: «Да не будут души умерших верных погружены во тьму, но да введет их св. Архангел Михаил в святой свет. Да сияет им вечный свет». В более распространенной и используемой форме это выражено в тексте молитвы «Requiem Aeternam», известной как «Покой вечный», где как раз акцентируется момент света словами: «и да сияет им (умершим) свет вечный…». История спасения повествует о победе Света – Жизни над тьмой. Кульминацией является Воскресение Христа, чья воскресшая жизнь демонстрирует победу над смертью и приносит в мир надежду.
Внутренний светильник
Итак, каждый из нас освящен Христом. В каждом из нас есть внутренний светильник – сердце. Представьте евангельский образ светильника, использованный Христом: это масляная лампа (распространённая и необходимая вещь того времени). Лампа служила для освещения пути, комнаты и пр. Но для того, чтобы она светила, нужно было подливать масло, соответственно, нужен был источник, чтобы она могла функционировать. В Евангелиях этот образ использован аллегорически: наше сердце также нуждается в Источнике – Христе. В жизни случаются «моменты темноты», когда угасает или тускнеет наш внутренний светильник. Почему? Что может произойти с нашим сердцем?
В Евангелии от Луки есть удивительный отрывок, в котором говориться про черствое сердце: «Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк. 11, 33-36). Экзегезу данного отрывка понять нелегко. Свет тела зависит от глаза; если глаз здоров, человек воспринимает достаточно света, если же глаз нездоров, свет обращается для него в тьму. Подобным образом, свет жизни зависит от сердца: если у человека сердце находит источник во Христе и следует евангельским ценностям, то вся его жизнь излучает свет; если же сердце порочно, то жизнь человека ввергнута во мрак. Внутренний светильник может угаснуть, потому что сердца становятся черствыми и не внимательными к присутствию Христа. Поэтому Иисус советует следить за тем, чтобы внутренний свет, полученный при Крещении, всегда светил: «ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (Пс, 35:10).
Память
Я хочу вернуться к некоторым словам фразы «счастье можно найти даже в самые темные времена, если не забывать обращаться к свету». «Если не забывать…»: я хочу снова акцентировать внимание на этом глаголе. Не забывать – означает помнить постоянно, непрестанно. Жизнь христианина – это память о Христе и событиях, связанных с Ним. Мы как сыны Света, освященные искуплением Христа ответственны за свидетельство: быть светом для других.
Что это значит? Это собственная память об искупительной тайне, возвращение к источнику. Чтобы предлагать окружающим нас братьям и сестрам факт, касающийся жизни, необходимо, чтобы в каждом из нас созревало осознание нашей изначальной зависимости от Источника, позволяющее возрождаться в самой кромешной темноте: «в самые темные времена». Событию Христа должно охватывать нас так сильно, чтобы память о Нем наполняла наши дни.
Смысл этой памяти удивительным образом выразил Бенедикт XVI: «Я никогда настолько не являюсь самим собой, как когда Ты, Христос, входишь в мою жизнь и охватываешь меня Своим присутствием. Тогда жизнь, становится призванием, где конечный смысл любой вещи, любого отношения, любого момента радости, равно как и любой трудности в том, что они являются возможностью для отношения с Бесконечностью, они голос Бога, постоянно зовущий нас и приглашающий поднять взор, чтобы открыть в соединении с Ним полную реализацию нашей человечности».
Символ
Память важна не только как процесс, она имеет свою ценность как способ жизни. Только благодаря непрестанному обращению к событиям, к Источнику – память живет. Без человеческого усилия и присутствия это невозможно. Но как часто мы об этом забываем… Думаю, на примерах, связанных с жизнью, можно более детально приблизить для понимания самые сложные моменты – такова моя методика работы со студентами.
Завершая наш экскурс в тему света и памяти о нем, я хочу привести один очень простой пример. Обратимся снова в моей родине – Якутии, республике, которая славится не только своей рекордно низкой атмосферной температурой, вечной мерзлотой и мамонтами, но также и тем, что на ее северной части расположено одно из крупнейших месторождений алмазов в мире (Кимберлитовые трубки Юбилейная и Мир), из которых в процессе последующей огранки получаются бриллианты – одни из самых дорогих ювелирных камней.
Почему бриллиант такой дорогой? Редкий? – Да, в мире не так много месторождений. Сложная система добычи и обработки? – Да, все верно (энергозатратный и продолжительный процесс). Но ценным делает его уникальное свойство: «быть красивым» и отражать эту красоту, радуя глаз смотрящего. Правильно огранённый и отполированный бриллиант имеет способность отражать и преломлять свет, создавая тем самым удивительную игру света, подобно северному сиянию, каждый раз новую и неповторимую. Из всех характеристик игра света в камне является одной из самых важных. Для этого есть даже специальный параметр при оценке бриллианта: его чистота. Чем чище, тем лучше. Отраженный свет создает блеск и яркость бриллианта, тогда как в противном случае он остается практически незамеченным. То есть для того, чтобы камень раскрыл свою красоту, нужен источник света (на природе это солнце, а в салонах – осветительное оборудование витрин). Без источника света бриллиант остается просто камнем, не многим отличающимся от других камней.
Итак, «счастье можно найти даже в самые темные времена, если не забывать обращаться к свету». Вне зависимости от «моментов темноты», которые могут быть связаны с разочарованием, переживанием апатии или депрессии, но также периодами, когда чувствуется сухость и темнота в религиозном переживании, помните, что можно всегда обратиться к свету. Этим светом может быть близкий человек, обратившись к которому вы обретете поддержку, принятие и любовь. Доверие и любовь, рожденные в опыте дружбы, помогают открыть доверительные отношения и любовь в отношениях с Богом.
Источником Света для христианина является Христос. Открытость – это ответ на призыв выйти навстречу тому, что предлагает Бог каждый день, а память об Источнике Света – это то, что составляет каждодневный выбор: быть с Ним.
Николай Чирков, SDB
Фото обложки: Николай Чирков