В среду, 30 октября, в гостинице «Президент-отель» в Москве прошёл VI Пленум Христианского межконфессионального консультативного комитета (ХМКК) на тему: «Непреходящая сила Евангелия и его значимость для современного общества».
В этом крупнейшем на территории Евразии межхристианском форуме приняли участие представители православных, католических и протестантских общин из Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины и Эстонии.
Начав со взгляда на Евангелие как на незыблемый авторитет, центр и основание христианского служения вне зависимости от конфессии, участники обратились к общим пастырским и миссионерским вызовам. Признавая существующие трудности в межконфессионально диалоге, они выразили нужду в разделении опыта и консолидации перед лицом вызовов современного мира.
Во время первого пленарного заседания прозвучали приветствия участников из разных стран, прежде всего – сопредседателей ХМКК. Так, Архиепископ Евангелическо-лютеранской Церкви в России Дитрих Брауэр отметил, что Евангелие – это воплощенное Слово, претворяемое в жизнь не только в Самом Христе, но и в каждом христианине. «Вера, рожденная словом Евангелия, поистине меняет нас, — сказал он. — Уникальность Евангелия состоит в его преображающей силе». Как эта сила может ответить на нужду современного общества и каждого его индивида? Так или иначе, именно на этот вопрос отвечали участники Пленума, и не формально или теоретически, но глядя на собственный христианский опыт.
Генеральный викарий Архиепархии Божией Матери в Москве свящ. Кирилл Горбунов в своем кратком приветствии заметил, что решение многих проблем и пастырских задач сегодня находится вне узкого контекста конкретной конфессии, поэтому так важна открытость опыту друг друга.
Митрополит Волоколамский Иларион, прежде чем зачитать собственный доклад, огласил приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который указал на разницу во взгляде на Евангелие между христианами и остальным миром: «Сегодня некоторые рассматривают Евангелие исключительно как памятник литературы, достояние прошедших веков. Христиане же не только признают безусловную историческую достоверность евангельского текста, но и свидетельствуют о нем как об откровении Творца и Промыслителя мира». В таком случае это откровение способно преображать мир и сегодня, поскольку остаётся непреложной истиной для каждого человека, вне зависимости оттого, произошла для него личная встреча со Христом или нет – эту мысль по-разному раскрывали отдельные участники в течение дальнейшей работы Пленума.
На встрече присутствовали также представители светских властей. Заместитель начальника Управления внутренней политики Администрации Президента РФ В.М. Белоусов зачитал приветствие руководителя Администрации Президента А.Э. Вайно. Тот в своём обращении подчеркнул, что «христианские общины наших стран подают замечательный пример плодотворного и успешного соработничества, являются инициаторами многих масштабных, востребованных проектов и программ, направленных на укрепление межнационального и межрелигиозного согласия, сохранение мирового исторического и культурного наследия, непреходящих духовных, нравственных, семейных ценностей». От себя В.М. Белоусов добавил, что общий голос христианских конфессий должен быть слышан. «Ваши действия должны быть направлены на мир, создание и благо людей», — сказал он.
Примечательно, что пока мы, христиане, боимся выйти из гетто и столкнуться с непониманием и неприятием секулярного мира, представители мирских властей говорят, что нуждаются в нас, и в нашем свидетельстве видят благо для всего общества.
С первым докладом по теме Пленума выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Он напомнил собравшимся, что сам Христос заповедал нам заботиться об исцелении и спасении как можно большего числа людей, а потому «мы должны вновь и вновь доносить содержание Благой Вести о Воскресшем Христе до наших современников». Евангелие было и остается неизменным на протяжении 2000 лет, но условия нашего мира меняются, и этот «новый мир» нуждается в понятном ему истолковании благовестия Христова, сказал владыка Иларион. Он подчеркнул: «Мы призваны быть среди людей, подобно тому, как Христос обитал с нами. И мы призваны неустанно — не только словами, но и делами и всей своей жизнью — проповедовать Его ближним и дальним».
Наравне с этим призванием митрополит Иларион выделил ряд искушений, подстерегающих современных христиан: от того, чтобы закрыться в своих общинах, до полной отдачи заботам и тревогам мира, забыв о нашем христианском призвании и верности Евангелию.
Перечислив многочисленные вызовы и раны современного мира, владыка Иларион обратился к исключительной новизне христианства, показав, что мы можем предложить миру нечто более притягательное, чем обличение его грехов: «В чем <…> новизна? В том, что Христос призывает Своих учеников любить друг друга не обычной любовью, основанной на взаимности, а той жертвенной любовью, которая не ожидает ответной любви. Речь в Его словах не идет о любви, которая определяется общей принадлежностью любящего и любимого к одному народу. Это и не та естественная любовь, которая существует между людьми, скрепленными кровным родством или узами дружбы. Речь в словах Иисуса идет о качественно иной любви – той, которая объемлет все перечисленные виды любви и превышает их, имея сверхъестественный характер. Источником этой любви являются не человеческие чувства или эмоции — ее источником может быть только Сам Бог».
Эти слова митрополита Илариона стали приглашением для участников Пленума не оставаться на теоретическом или «политическом» уровне, но посмотреть, как реализуется эта заповедь любви в повседневной жизни наших общин, в пастырской работе и в социальном служении.
Поворотным пунктом в обращении к личному христианскому опыту стал доклад отца Кирилла Горбунова, представлявшего Римско-католическую Архиепархию Божией Матери в Москве в отсутствие митрополита Павла Пецци.
Отец Кирилл начал доклад с личного свидетельства, рассказав о том, как он впервые открыл Священное Писание, прочитал родословную Иисуса Христа и не нашёл в ней ничего полезного для своей жизни. «Сегодня, читая этот отрывок, я едва сдерживаю слёзы, переживая эту богатую и славную историю спасения, частью которой Бог через Церковь пожелал сделать и меня, — сказал он. – Таким образом, Евангелие открывает свое истинное содержание и силу по мере взросления человека».
Корень проблемы лежит глубже, чем отвержение обществом христианской нравственности, христианских ценностей. «Современный человек не то что не находит в Писании ответов – часто он не находит в себе даже вопросов, которые можно было бы задать, открыв Евангелие», — заметил отец Кирилл. Этим наблюдением он опять вернул слушателей к необходимости обращения к частному опыту. Он кратко рассказал о новой евангелизации – понятии, которое ввёл в обиход святой Папа Иоанн Павел II. О благовестии, новом в своем рвении, методах и подходах, которое даёт возможность пережить всю силу евангельской вести, состоящую в личной встрече со Христом. Это был новый взгляд, который в дальнейшем развил величайший католический богослов современности Папа на покое Бенедикт XVI, настаивая на том, что у истоков христианского бытия лежит именно встреча со Христом, встреча с Личностью.
Однако эта встреча не индивидуалистична, она не может быть противопоставлена опыту общины Церкви. «Чтобы открыть силу Евангелия, принять этот новый мир, нужна община – вхождение в сообщество верующих», — сказал отец Кирилл. Он заметил, что такими носителями Евангелия становятся малые группы внутри церковной общины. Эти малые группы, братства, образуются по принципу общего служения или интереса к конкретной духовности. «В них люди хотят на глубоко личном уровне свидетельствовать о своем переживании Евангелия».
Такие очаги подлинной человечности рождаются повсеместно, в какой бы конфессии ни произошла наша встреча со Христом, а потому «возвещение Евангелия сегодня должно быть общехристианским делом», сказал отец Кирилл. Эта миссия требует от нас единства. Его отсутствие является мощнейшим антисвидетельством христианских Церкв в некоторых регионах мира, отметил священник.
Перечислив три уровня межконфессионального диалога — иерархический, богословский и «низовой», уровень взаимодействия между христианскими общинами, — отец Кирилл сказал, что именно в последнем видит наибольший потенциал. От лица Архиепископа Павла Пецци он пригласил представителей различных конфессий к реализации инициатив, включающих совместное чтение Евангелие, размышление о нём и свидетельство жизни.
Третьим прозвучал доклад епископа диоцеза Хаапсалу Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии Тиита Салумяэ, который проследил моменты эстонской истории, в которых лично он видел преображающую силу Евангелия. Он также отметил опыт людей, которых приводят в Церковь многочисленные личные кризисы, потому что именно Церковь отвечает на экзистенциальные вопросы человека. «Таким образом Церковь становится источником поддержки для людей во всем мире», — сказал он.
После докладов участникам Пленума было предоставлено время для свободной дискуссии. Оживленное обсуждение вызвали некоторые тезисы из доклада отца Кирилла Горбунова: о пути выхода из приходского и внутреннего гетто, о рисках проповеди в социальных сетях, о месте Церкви в обществе, о недостатке единства между конфессиями и даже о существующей конкуренции. Все эти аспекты не оставляли места для отвлеченного теоретизирования или формальных «упакованных» ответов. Многие участники говорили об опыте, который переживают их общины в России и в других странах. Подводя итог, Архиепископ Дитрих Брауэр, модерировавший эту дискуссию, признал, что нам всё ещё трудно действовать консолидированно даже в ключевых вопросах, но мы призваны прийти к этому, чтобы вместе свидетельствовать о преображающей силе евангельской вести, дать опыту всей Церкви раскрыться в современности.
После часового перерыва на обед участники Пленума приступили к работе в группах, разделенные на четыре круглых стола: 1. «Следование за Христом. Быть христианином сегодня»; 2. «Миротворчество: евангельский путь»; 3. «Евангелие: нравственный ориентир в современном обществе»; 4. «Евангелие и служение ближнему (диакония)».
Итоги работы круглых столов были подведены на третьем пленарном заседании, плодом которого стало официальное обращение Пленума к современному обществу. В его тексте нашли отражение не только политические, социальные, экономические кризисы, с которыми столкнулся мир сегодня, не только проблема вытеснения христианских ценностей и потеря нравственных ориентиров, но и единственный ответ, который может и должно предложить миру христианство — «провозглашенная Господом Иисусом Христом весть о спасении и дарованное Им Евангелие».
Анастасия Орлова
Фото: mospat.ru