«Ида» получила «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке»

Сегодня ночью были вручены награды американской киноакадемии. Лучшим фильмом на иностранном языке был признан фильм польского режиссёра Павла Павликовского «Ида» о девушке, которая должна лицом к лицу столкнуться со своим прошлым, прежде чем принять монашеский постриг.

Действие фильма происходит в Польше 60-х годов прошлого века. Послушница по имени Анна, с детства живущая в монастыре, отправляется к своей единственной родственнице, тёте Ванде, чтобы узнать, кто она, кем были её родители, и каково было её прошлое. До этого момента тётя избегала общения с племянницей и ни разу не навестила её ни в приюте ни в монастыре. И вот, происходит встреча этих двух абсолютно разных женщин, связанных общей семейной историей, по дорогам которой им и предстоит совершить непростое, болезненное, но необходимое путешествие.

Почти сразу Ванда сообщает племяннице, что её настоящее имя – Ида Лебенштейн, а её родители были убиты во время войны из-за их этнической принадлежности. Эта новость не вызывает в Анне кризиса веры, которого ожидала её тётя, однако пробуждает в молодой монахине желание узнать, где похоронены её родители. Неохотно Ванда соглашается сопровождать её в этом путешествии.

Тихое, по большей части молчаливое путешествие героинь Павликовского открывает нам сразу несколько измерений этой истории. Во-первых, историческое. Это не только размышление об ужасе войны и холокоста, но так же и о страшной духовной цене, уплаченной Польшей за годы коммунистического режима, годы угнетения, распада, потери ценностей и ориентиров. Во-вторых, духовное. Внутренняя тишина и спокойствие Анны сталкиваются с неуравновешенностью, алкоголизмом и мучительными внутренними переживаниями Ванды, а так же с суетой всего остального мира, для которого Анна является существом чуждым. Тем не менее, мы видим, что её спокойная и твёрдая вера оказывает на мир куда большее воздействие, чем мир – на неё. Реакции Анны, её постоянная молитва, само её присутствие начинают производить изменения в душе Ванды. Нет, она не перестаёт быть ни атеисткой, ни алкоголичкой, но она, наконец, прямо смотрит в лицо последствиям каждого своего жизненного выбора. Ответственность наваливается на неё вместе с осмыслением страшного прошлого, и, к сожалению, в Ванде нет несгибаемого стержня, которым может быть только вера в Бога, упование на Него и на Его милосердие, чтобы выдержать эту тяжесть.

Что касается Анны, сам мир и путешествие по нему накладывают свой отпечаток на её сердце, и в какой-то момент нам даже кажется, что вера её пошатнулась, и она никогда не сможет вернуться к прежней тихой жизни в монастыре. Но, в итоге, мы видим, что Анна прошла необходимый путь для того, чтобы обрести себя и своё Призвание заново, сделать это осознанным выбором, а не просто привычкой или отсутствием альтернативы.

С одной стороны, это фильм о поиске себя и собственной идентичности. С другой – о поиске веры во времена безверия. В конечном итоге, о поиске Истины.