Иерихон претендует на звание самого древнего города земли. Предполагают, что его история начинается 10 тысяч лет назад. Многие годы в Иерихоне ведутся археологические раскопки, которые подтверждают, что здесь когда-то была стоянка древнего человека, а потом многочисленные поселения и крепости. Но, конечно же, большинство людей знает Иерихон совсем не поэтому. А в первую очередь благодаря удивительным событиям, которые произошли здесь во времена Иисуса Навина.
В те времена Иерихон, город, открывающий путь в Землю Обетованную, процветал. Прекрасное географическое положение: Иерихон находится в низине и со всех сторон защищен от ветров высокими горами, рядом река Иордан, вокруг плодородные земли. Когда-то здесь было множество рощ, а у реки Иордан жили гиппопотамы. Внутри самого города в древности находился источник, который со времен захвата этих земель арабами носит название Айи-эс-Султан (источник султана).
Археологи предполагают, что в первое время поселение, довольно рано ставшее именоваться Иерихоном, не имело защитных стен. Жители селились в глиняных домах, в которых уровень пола был ниже уровня земли. Был в этом городе и свой довольно специфический культ, который просуществовал несколько столетий. Как предполагают, он был связан с богиней Луны. Слово «иерихон» происходит от слова «яреах», что как раз и значит Луна. Этот культ предполагал, что умерших хоронят прямо под жилыми домами. Причем сначала на них надевали специальные погребальные маски, а потом стали отделять головы от тел. Тела хоронили прямо под жилищем, а головы погребали в специальном месте.
Со временем Иерихон разрастался. Вокруг него появилась небольшая глиняная стена. Предполагают, что эти земли находились под защитой Египта, и потому города, включая Иерихон, не особенно заботились о безопасности. По одной из версий через Иерихон везли благовония. С этим связывают и второй вариант происхождения названия города, возводя его от слова «реах» — «благоухание». Хотя, вполне вероятно, что столь популярные в Египте благовония не провозили через Иерихон, а именно здесь и производили. Этому способствовали различные виды растений, которые произрастали в этих местах, а также слои глины, которая могла использоваться в производстве различных любимых египтянами «духов» и смесей для курительниц. Интересно, что куда в более поздние времена, когда в этих местах будет править династия Хасмонеев, в Иерихоне будет построен дворец с бассейнами и специальными отделениями для производства косметических средств на основе глины и местных растений.
Времена менялись, защита Египта ослабевала, а находящийся на пересечении нескольких дорог богатый город был лакомым кусочком. Считается, что большая часть его жителей занималась сельским хозяйством, возвращаясь в Иерихон на ночь или в случае опасности. В то же время здесь были те, кого мы бы назвали мастеровым людом, ремесленники. И, конечно же, были воины, хорошо разбиравшиеся в современном для того времени фортификационном строительстве. Когда Иисус Навин привел евреев к стенам Иерихона, город был обнесен не просто стеной. Вокруг него высилось два ряда стен, построенных таким образом, что Иерихон мог выдержать длительную осаду. Между стенами существовал специально оборудованный проход, который позволял воинам быстро сменяться и контролировать территорию как вне, так и внутри города. Мало того, некоторые исследователи предполагают, что вокруг Иерихона, как вокруг заправского средневекового замка, был ров, наполненный водой, что по тем временам еще больше осложняло любую осаду. Тем более, что ширина рва составляла восемь с половиной метров, а глубина – более двух метров. Вполне вероятно, что, когда армия Иисуса Навина подошла к стенам Иерихона, ров уже не был заполнен водой и представлял собой просто гигантское углубление, которое усложняло подход к оборонительным сооружениям города. Когда же стены рухнули, то не задели проходящих практически прямо под ними евреев, потому что камни просто не долетели. Они скатывались по откосам рва к ногам нападавших.
Впрочем, эти стены тоже были непростыми, и добиться их падения было непросто. Ширина оборонительных сооружений достигала в большинстве случаев двух метров, то есть по стене спокойно на встречу друг другу могли пройти два воина. Даже на коне по такой стене можно было проехать. Особенно в тех местах, где стена утолщалась до пяти метров. Высотой же эти сооружения были от восьми до десяти метров, то есть где-то примерно с трех- или четырехэтажный дом. Важный вопрос: были ли в этих стенах жилые помещения? Скорее всего нет. Первый оборонительный круг, сложенный из ровных кирпичей, точно не предполагал никакой возможности проживания. Второй, внутренний круг, тоже был довольно монолитен. Зато прямо у стены могли располагаться жилые дома. Согласно раскопкам, большинство домов Иерихона были круглыми, похожими по форме на платки. Они стояли на каменном фундаменте и были сложены из сырцового кирпича. Сырцовым называют кирпич, который не прошел обжига, а был просто высушен на солнце. В Иерихоне использовали кирпич, который получил название «свиная спинка». Одна его поверхность была выпуклая, и весь он походил на буханку хлеба. Часто его дополнительно украшали, нанося узор, похожий на елочку, что придавало еще большее сходство с покрытой щетинками свиной спинкой.
Скорее всего, в одном из таких домов и жила представительница древнейшей профессии Раав. Ее дом располагался рядом, совсем впритык ко второму, внутреннему, кольцу городской стены. Именно поэтому, когда стены рухнули, ее домик не пострадал. Можно также предположить, что дом блудницы Раав располагался в особом месте. В старинных городах всегда оставляли в городской стене узкий лаз, такой узкий, что через него едва мог протиснуться некрупный человек безо всякой поклажи. Иудейское предание говорит нам о двух молодых людях, братьях Фаресе и Заре, сыновьях Иуды и Фамарь, проникших в город в качестве разведчиков. Мы можем предположить, что проникли они через лаз в стене, еще именуемый «игольное ушко». Его делали для припозднившихся горожан, которым необходимо было попасть в город. Через него удобно было проходить незамеченными в Иерихон и посетителям Раав.
Блуднице, предавшей свой город, но откуда-то узнавшей, что пришедшие евреи выполняют волю Всевышнего, было обещано, что ей и ее родным будет сохранена жизнь. Для этого к окну привязывается красная нить. «Когда мы вернемся в эту страну, — говорят разведчики, — привяжи красную веревку к своему окну, через которое ты нас спустила. И собери у себя в доме всю семью: мать, отца и братьев» (И.Н. 2,18). Откуда же взялась эта красная нить? В Библии используется словосочетание хут а-шани. Хут – это нить. Шани – кармин, краситель, с помощью которого получали красный цвет. Это словосочетание потом еще несколько раз встретится в библейском тексте. Ведь красная, довольно дорогая в изготовлении нить, использовалась в одеждах священников. Также ей был выткан рисунок в завесе Храма, отделяющей Святая Святых. Той самой, которая разорвалась в момент смерти Спасителя. Одна из старинных легенд говорит о том, что именно красной нитью ткала узор для завесы юная Дева Мария, когда жила при Иерусалимском Храме.
Эта нить никак не связана с модными сейчас красными браслетами, якобы защищающими от сглаза. Никак она не связана и с выражением «красной нитью через все произведение проходит…». Потому что это выражение вошло в литературу благодаря Гете и его роману «Избирательное сродство», в котором появляется некий капитан. Он и рассказывает о принятой на английском флоте традиции вплетать в канат красную нить, причем эта нить – основная, чтобы ее вынуть, нужно распустить весь канат. Идея возникла, чтобы избежать воровства. Хотя сначала вплетались нити разных цветов, постепенно пришли к красному цвету, связанному с английскими мундирами. Такое обозначение давало понять, что «красная метка» — это знак принадлежность британскому морскому ведомству. Со временем это обозначение стали использовать не только для канатов.
В Библии же красная веревочка, повязанная на окно, появляется, по мнению иудейским мудрецов, благодаря Заре. 38 глава книги Бытия повествует о рождении будущих разведчиков. Во время родов оказалось, что Фамарь выносила близнецов. Поэтому, едва показалась ручка, повитуха навязала на нее красную нить, чтобы стало ясно, кто же родился первым. Но Зара убрал ручку, и первым родился его брат, которого повитуха нарекла Фарес. На иврите это имя звучит как Перец (Перес) и происходит от глагола «парац», идти на пролом. Зара (Зерах, его имя может быть переведено как восход) родился вторым, уступив брату. Кстати, Фарес упоминается в родословии Иисуса Христа, ведь он – один из предков Давида.
Получается красивая история, имеющая только одно важное «но». Юноши Фарес и Зара были сыновьями Иуды, того самого, который предложил продать младшего брата, Иосифа, в рабство. Получается, что его дети от Фамари родились либо еще до переселения в Египет, либо сразу после. Тогда как же близнецы и во времена Иисуса Навина все еще были юношами?
Еврейская традиция предлагает и два других имени. Это – Калев, сын Йефуне, и Пинхас, сын Элазара. Пинхас был внуком Аарона и впоследствии стал пророком и праведником. Многие раввины предполагают, что именно он выбрал красную веревку, чтобы обозначить дом Раав. Ведь красной нитью также обозначали искреннее и глубокое покаяние. Язычница и блудница Раав каким-то образом сумела увидеть в разведчиках представителей Всевышнего. Впоследствии она оставила свое ремесло и вошла в народ Израилев. Согласно Евангелию от Матфея, она стала женой Салмона и матерью Вооза, того самого, о котором повествуется в книге Руфь. Интересно, что иудейская традиция предполагает совсем другое развитие событий: Раав становится женой Иисуса Навина и праматерью пророков Иеремии и Иезекииля.
Завершая тему красной нити (веревки), используемой для обозначения дома, стоит вспомнить, что с древних времен священники завязывали красную ленту на скалу как знак покаяния и искупления за грехи. Когда она становилась белой, это являлось символом того, что раскаяние принято Всевышним и грехи прощены. Возможно, повязывая красную веревку, праведник Пинхас как бы говорил, что в этом доме живут те, кто готов принести покаяние, что они, не будучи по крови частью избранного народа, готовы вернуться под сень Всевышнего.
Итак, дом Раав не пострадал в то время, когда стены рухнули. Долгое время существовала масса предположений, почему же произошло падение стен. Выдвигались разные версии: землетрясение, огромный пожар. Пока в пятидесятые годы не начались раскопки на холме Телль-эс-Султан (гора султана), находящимся рядом с уже упоминавшимся источником с похожим названием, Айи-эс-Султан. Оказалось, что этот холм и скрывает под собой древний город, который долгое время искали на территории более позднего поселения с тем же названием. И тут выяснилась удивительная вещь: стены, действительно, рухнули. Причем их падение совпадает с тем, что предлагает иудейская традиция: внешние стены рухнули наружу, а внутренние внутрь. Еврейские мудрецы говорили о том, что Иисус Навин приказал своим воинам шесть дней ходить вокруг города, так что жителям Иерихона казалось, что войско нападавших бесконечно и бесчисленно. Поэтому, когда на седьмой день под стенами города затрубили в шофары (специальные трубы, сделанные из рогов горного козла, обычно они используются в ритуальных целях), иерихонцы закричали от ужаса. И от их страшных криков рухнули внутренние стены, а внешние рухнули от криков израильтян.
Иерихон был проклят Иисусом Навином. «Проклят перед Господом тот, кто восстановит и построит город сей Иерихон, на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его» (И.Н. 6,26). Археологи подтверждают, что город был не тронут. Израильтяне уничтожили всех его жителей, но не взяли себе ничего. Амбары остались полными зерна, все постройки остались на месте. Сохранилась даже гигантская башня, высота которой достигала девяти метров (при раскопках обнаружили восемь с половиной), внутри которой была лестница, сложенная из каменных плит. Во времена падения Иерихона она уже не использовалась ни как зернохранилище, ни как хранилище воды, здесь были жилые помещения и захоронения. Тем не менее, все это осталось нетронутым и постепенно было засыпано песком и поросло деревьями.
До сих пор выдвигается масса предположений, почему же Иисус Навин приказал забросить город, расположенный в столь удобном месте. Эпидемия, злобные змеи, прячущиеся в домах… Но, скорее всего, ответ лежит на поверхности. Иерихон был городом, посвященным языческому божеству, связанному с Луной. В нем нечего было делать тем, кто посвящен Всевышнему. Мало того, под каждым домом были захоронения, что делало Иерихон вдвойне нечистым.
Пророчество Иисуса Навина сбылось через триста лет. Во времена нечестивого царя Ахава некий Ахиил Вефилянин возродил Иерихон. Он возвел город не совсем на том месте, где было прежнее поселение. Тем не менее, слово в слово сбылось, сказанное Иисусом Навином: «на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его» (3 Цар 16,34).
Продолжение следует…
Анна Гольдина