География Спасения: Иерихон. Часть 2. Ирод и дальнейшая история

В те времена, когда Иисус с учениками ходили по Галилеи и Иудеи, Иерихон был процветающим городом. Местные жители активно занимались сельским хозяйством, как и в древности, активно производили благовония и целебные мази, обещавшие сохранить молодость, и, конечно, торговали. Ведь Иерихон располагался на пересечении нескольких дорог. Мало того, именно через Иерихон шли те, кто направлялся из Галилеи в Иудею. Так что перед большими праздникам город наполняли толпы паломников, направляющихся в Иерусалим.

Этот город чувствовал себя в полной безопасности, потому что на окружающих его Иудейских горах находились крепости. Конечно, в них давно уже стояли римские солдаты, но они всегда были готовы отразить нападение любого посягнувшего на земли Римской империи.

Впрочем, Иерихон стал большим и богатым городом не так давно. Долгие годы это было небольшое поселение, находящееся на паломническом пути. Пока на эти места не обратил внимание Иоанн Гиркан. Он был царем и первосвященником из рода Хасмонеев. Именно он после смерти Антиоха VII Сидета, главы государства Селивкидов, сумел добиться независимости для Иудеи, так что его можно назвать и первым независимым правителем Иудеи из династии Хасмонеев. Гиркан известен также тем, что разрушил храм самарян на горе Горизим. Уничтожив несколько греческих крепостей, присоединил Самарию к Иудее, создав единое государство. Среди достижений Иоанна – завоевание Идумеи, земли которой, как считается, населяли потомки Исава. Присоединив эти земли к Иудее, Гиркан уничтожил здесь все языческие культы, обратив местное население в иудаизм.

Иоанн Гиркан не просто так обратил свое внимание на Иерихон. Через него в Иерусалим шли дороги и из Самарии, и из Идумеи. Кроме того, зимой здесь климат куда более приятный, чем в Иерусалиме. Царь не только приказывает возвести в Иерихоне дворцовый комплекс, но и насадить вокруг него плантации финиковых пальм. Чтобы обеспечить дворец и плантации водой, строится специальный акведук.

Потоки Гиркана активно пользуются дворцом. Его расширяют, достраивают бассейны и купальни, начинают делать косметические средства. Но в 31 году до РХ землетрясение разрушает систему бассейнов и наносит сильный вред дворцу. С этого момента весь комплекс был заброшен и пребывал в запустении.

Римский консул Марк Антоний дарит Иерихон Клеопатре. Ведь египтяне с древних времен пользовались производимой здесь косметической продукцией. Но император Август город у египтянки отбирает и отдает Ироду Антипе, который принимается за строительство здесь зимнего дворца. Для него, идумянина, важно перещеголять всех этих Хасмонеев, остатки дворцов которых еще сохранились в Иерихоне. Ирод строит целых три дворца, окружая их целой системой бассейнов. Если верить Иосифу Флавию, именно в этих бассейнах Антипа утопил последнего потомка рода Хасмонеев, брата его первой жены Мириам, восемнадцатилетнего Аристобула III. Молодой человек, как и положено представителю рода Хасмонеев, был первосвященником, кроме того, он был очень хорош собой. Однажды, как повествует Флавий, он совершал жертвоприношение, и сам его выход к народу вызвал такой восторг, которого никогда не удостаивался Ирод. Конечно, правитель, который все время чувствовал, что народ недоволен, что он занял трон, по праву принадлежащий династии Хасмонеев, был раздражён. По свидетельству Флавия, он пригласил молодого Аристобула к себе во дворец, предложил участие в спортивных играх, а потом – купание в бассейне. Слуги Ирода окунули юношу в воду и не отпускали до тех пор, пока он не захлебнулся.

Для возведения своих дворцов и бассейнов Ирод пригласил строительную бригаду из Италии. Ему нужно было выглядеть на уровне имперской столицы. Во всех строениях комплекса используется кладка, получившая название «опус ретикулатум». Такую кладку можно встретить в разных местах Италии, поскольку в то время она была довольно популярна, но лучше всего она сохранилась, конечно, в Помпеях. Такой тип расположения кирпичей еще называют диагональным. Когда смотришь на стену, кажется, словно рассматриваешь грани алмазов. Такой вариант кладки использовали и как самостоятельный, и как облицовочный. В ряде случаев за ним скрывали большие цельные камни, обработанные под определенную форму. А иногда использовалась деревянная опалубка, в которую заливали бетон и заполняли обломками камней. Римляне использовали раствор на основе извести. Потом опалубку удаляли и делали облицовку, похожую на алмазную гранку (опус ретикулатум). В самой Италии был очень популярен туф, легкая вулканическая порода. Ирод, при всем своем желании строить дворцы как в метрополии, видимо, не смог его раздобыть, поэтому в качестве облицовки использовались глиняные блоки.

Довершением масштабного комплекса, который был возведен в Иерихоне, стал ипподром. О нем Ирод вспомнил уже перед самой своей смертью. Ему очень хотелось, чтобы вся Иудея горевала о нем, и горе это было глубоким и неподдельным. И он не нашел ничего лучше, как собрать потомков самых знатных и любимых народом родов и запереть их на иерихонском ипподроме. Ирод завещал своей сестре Саломее и ее мужу Алексе в день его смерти убить всех, чтобы плач стоял над Иудеей. Эта история записана Иосифом Флавием. Многие исследователи Библии ссылаются на нее, когда речь идет об избиении (убийстве) младенцев в Вифлееме. Ведь даже на пороге смерти сердце этого человека было полно жестокости и гордыни.

Стоит сказать и несколько слов про его сестру Саломею. Она отпустила всех узников ипподрома еще до того, как Ирод умер. Притом, как предана она была брату, сделала Саломея это из очень корыстных побуждений. Брат умер, а она получила в управление множество хороших земель, так что она, ее муж и дети могли жить безбедно.

Вообще имя Саломея было очень популярно в то время. Только в судьбе Ирода встречаются целых две Саломеи. При чем вторая более известна, это, конечно же, дочь Иродиады, попросившая принести голову Иоанна Крестителя на блюде. Имя Саломея происходит от корня «шалом», мир. Но про сестру Ирода никак нельзя сказать, что она была мирной женщиной. Саломея была такой же хитрой и вероломной, как и ее брат. В то же время она имела на него огромное влияние, которым не хотела ни с кем делиться. Вероятно, именно по этой причине она избавилась от первой жены Ирода Мириам, происходившей из рода Хасмонеев, и, как казалось Ироду и его окружению, делавшей его власть легитимной в глазах иудеев. Саломея выдумала историю, что ее муж Иосиф в тайне сожительствует с Мириам. В результате Иосиф был казнен. Несчастная Мириам тоже умерла. Иудейская традиция говорит о том, что она бросилась на острые камни и разбилась. Ирод же, по мнению еврейских мудрецов, долгое время скрывал ее смерть, сохраняя тело в меду столько, сколько это было возможно. Вторым мужем Саломеи стал идумянин, представитель древнего жреческого рода, поклонявшегося идумейскому божеству Кодзе, Костобар. Благодаря этой женитьбе он получил в управление родную Идумею и тут же стал задумываться об отделении от Иудеи и выходе из-под власти Ирода. Конечно, ни Саломея, ни ее брат такого потерпеть не могли, поэтому Костобар прожил недолго. Саломея обвинила его в супружеской измене, написала разводное письмо, хотя это было делом совершенно невиданным. Разводные письма давали женам мужья, а никак не наоборот. А потом обвинила его в государственной измене. Костобар был казнен, а Саломея в скорости нашла себе нового мужа. Звали его Алексас Хелкиас, он был из окружения Ирода и ни на что не претендовал. От него Саломея родила троих детей. И именно за ним она была замужем, как пишет Иосиф Флавий, когда отпускала заложников с иерихонского ипподрома.

Реконструкция дворца Ирода Антипы. Фото: Pinterest

Как же складывалась история города в последующем? В период Иудейской войны (66-73 гг.) Иерихон был разорен. Жители были вынуждены бежать в горы, а кто не покинул город, был убит. Впоследствии среди развалин некогда процветающего города стояла часть 10-го римского легиона.

Вплоть до IV века в Иерихоне царило запустение. Но как только христианство стало государственной религией, в эти места потянулись вереницы паломников. Город стал возрождаться. В VII веке эти места захватили бедуины. Это были благословенные времена для Иерихона, который снова стал богатым и процветающим городом. Здесь был возведен один из великолепных дворцов халифа ал-Хишама. Он жил в VIII веке и был очень рачительным правителем. Например, он ввел в халифате систему налогообложения. При этом Хишам ибн Абд аль-Малик никогда не сорил деньгами, не стремился к роскоши, поэтому современники воспринимали его как скрягу. Тем не менее, он возводил по всей стране дворцы, которые до сих пор, даже находясь в руинах, поражают своим великолепием. Роскошный дворец в Иерихоне пострадал от землетрясения в IX веке, но то, что сохранилось и было расчищено археологами, являет собой образцы удивительного восточного мастерства.

В 1099 году к стенам Иерихона подошли крестоносцы, и город сдался без боя. Подобная же история повторилась в конце XII века, когда к Иерихону подошли войска Саладина. Но если при крестоносцах город процветал, то теперь начинается период длительного упадка. Город превращается в убогую деревушку. Козы, которых разводит местное население, за несколько веков полностью уничтожают ирригационную систему, леса нещадно вырубаются. Так что больше здесь не живут гиппопотамы и нет ингредиентов для благовоний и омолаживающих снадобий.

Новая эпоха в жизни Иерихона наступает только после Шестидневной войны. Город начинает разрастаться, сюда приезжает множество археологических экспедиций. А в 1994 году Иерихон отходит Палестинской автономии. Многие проекты замораживаются, израильтяне практически перестают возить сюда экскурсионные группы, но благодаря тому, что Ясир Арафат передает значительный кусок земли практически в центре города России, Иерихон получает приток денег из нашей страны. В 2008 году эта местность, которую местные называют Москобия, перерегистрируется на Правительство Российской Федерации. Здесь разбивается парк, главным экспонатом которого становится смоковница, на которую забрался Закхей, чтобы увидеть Иисуса. Про это дерево мало кто знает. В первую очередь это связано с тем, что большинство святынь принадлежит Католической Церкви и опекается Францисканским орденом, который активно пропагандирует святыни, находящиеся в Израиле. Иерихонская же смоковница как-то не привлекла к себе внимания. Представители Императорского православного общества, возрожденного и на данный момент руководимого Сергеем Владимировичем Степашиным, тем самым, который в 1999 году возглавлял Правительство, утверждают, что это одно из самых древних деревьев на территории Израиля, и что Закхей действительно сидел на его ветвях, когда мимо шел Спаситель. Проблема только в том, что смоковница, которая на самом деле сикомор (смоковница – это общее обозначение, используемое переводчиками Библии на русский язык), – дерево семейства тутовых. Сикомор, как и многие тропические деревья, не образует колец, поэтому установить его возраст довольно проблематично. Израильские ученые используют химический анализ. Они считают, что самые старые деревья, которые, действительно, могли бы видеть Христа и Его учеников, находятся в Нетании, на улице Минц. Считается, что некогда в тени этих деревьев отдыхал Наполеон и его солдаты по дороге в Акко.

На смоковницу, находящуюся на пересечении двух больших дорог, и прилегающие к ней земли в 1886 году обратил внимание афонский монах Иоасаф (Плеханов). Он приобрёл этот участок на деньги русской благотворительницы Елены Резниченко, мечтал создать здесь монастырь, начал строительство, насалил апельсиновый сад. Но из-за ссоры с Иерусалимским патриархом был вынужден спешно покинуть Святую Землю. Участок монах подарил Императорскому Православному Палестинскому обществу.

Конечно, в годы советской власти имущество Императорского общества было никому не нужно. О нем попросту забыли. Возрождение началось только в 90-е годы. К этому времени рядом со смоковницей Закхея построили шумную трассу, которая не особенно благотворно влияет на старое дерево. Его пытаются всячески реанимировать, но скорее всего со временем его заменят на более молодое. Тем более, что для иерихонского парка Москобии это очень значимый объект.

Продолжение следует…

Анна Гольдина

Фото: isralove.org