Как принять божественность Иисуса?

Вопрос: Здравствуйте! Я верю в Бога и верю, что Иисус был. Но когда молюсь, обращаюсь к Отцу. Я до конца не верю, что Иисус и Саваоф – одно. Для меня Иисус – посланник. Он говорил от имени Бога, но сам Бог ничего не говорил… При этом с Духом Святым проблем нет. Как можно примирить в себе это? Пытаюсь объяснить себе это как: Создатель — это разработчик игры под названием «воплощение», который сам решил в неё сыграть, чтобы «подкрутить» баги. Я очень люблю Бога, но при таком раскладе какой-то я так себе христианин… Спасибо!

Отвечает о. Никита Кушнарев, СJD:

Дорогой друг! Прежде всего, спасибо за вашу удивительную искренность и смелость. Ваш вопрос, на мой взгляд, показывает не столько слабость веры, сколько ваше желание подойти к ней серьезно. Вы находитесь в пути, в духовном поиске, и это прекрасно. Я уверен, что Бог ценит ваше честное сердце. Дорога, по которой вы двигаетесь, может дать больше, чем быстрое, но поверхностное согласие с положениями христианства. Вы говорите, что любите Бога и верите в Иисуса как Посланника. Давайте, отталкиваясь от этого утверждения, попробуем разобраться вместе.

Ваша метафора о «разработчике, который вошёл в игру», живая и интересная. Она хорошо иллюстрирует идею личного вмешательства Бога в судьбу мира. Но христианство говорит о чём-то куда более радикальном и глубоком. Благая весть, которую оно приносит, это не «подкрутка багов» извне, а полное, безоговорочное вхождение Творца в пространство и время своего творения. Бог не просто «исправляет систему». Он становится частью её, чтобы разделить с нами всю тяжесть и радость человеческого бытия – вплоть до страха, боли, одиночества и смерти.

Вы справедливо обращаетесь в молитве к Отцу. Так молился и Сам Иисус. Но ключ в том, как Он к Нему обращался. Он говорил: «Авва, Отче!» (Мк. 14:36). Иисус не просто учил о Боге издалека – Он жил в уникальных, сыновних отношениях с Ним. Эти близкие отношения Отца и Сына оставались сокрытыми долгое время. Поэтому, приходя в мир, Иисус не только говорит от имени Бога. Он открывает Себя таким образом, чтобы поставить слушателей перед выбором: либо Он Тот, за Кого Себя выдаёт, либо Его слова – богохульство. Он прощал грехи (Мк. 2:5-7), что, по ясному учению Писания, может делать только Бог. Он говорил: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30) и «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Он принимал поклонение (Ин. 20:28; Мф. 28:9). Посланник Божий, пророк, никогда не позволил бы другому человеку поклониться себе, ибо закон, данный Моисею, однозначен в этом вопросе: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10).

Без Воплощения христианство становится всего лишь красивой теорией. Воплощение – это не столько догмат, который нужно «усвоить», сколько ответ на важнейший вопрос о любви, ее возможности и месте в отношениях между человеком и Богом. И этот ответ не пришел сразу. В Ветхом завете пророки провозглашают милосердие Бога, Его милость для каждого, кто старается исправить свою жизнь. Но как далеко может зайти милосердие Бога по отношению к человеку? Ответ: так далеко, чтобы стать любовью. До яслей. До рабочей мастерской. До слез у гроба друга. До креста. Бог не послал «заместителя», пусть даже самого милосердного или красноречивого. Он пришел Сам, в Иисусе из Назарета вечная Любовь Бога обрела человеческое сердце, лицо и голос.

Вы пишите, что «какой-то я так себе христианин». А я скажу иначе: вы честный христианин, который не хочет только формального обращения, а ищет сути. Поэтому на вашем пути, как мне кажется, не следует искать примирения силой ума или воли. Принесите это ваше недоумение, эту проблему вместе с Иисусом – Ему Самому. Сделайте это в молитве. Доверьтесь Духу Святому, Которого вы уже чувствуете в своей жизни. Именно Он, Утешитель, как обещал Христос, наставит вас на всякую истину и поможет вам узнавать в Иисусе не только Учителя, но и Кириоса – Господа всего творения.

Может быть, ваша молитва могла бы начаться такими словами: «Господи, я верю в Тебя как в великого Посланника, Учителя. Помоги мне увидеть в Тебе больше. Открой мне Себя таким, какой Ты есть». Именно в личной встрече с Ним в Евангелии, в молитве, в Таинствах (особенно в Евхаристии, когда Он дает нам Себя в пищу) вера в Его божественность перестает быть абстрактной идеей. Она становится знанием сердца, узнаванием Того, Кто любит нас любовью, которая сильнее смерти. Вы стоите на пороге великого открытия. Не бойтесь. Вы уже любите Бога, а любовь, в конце концов, самый верный путь к истине.

Бог благословит вас на этом пути.

С братской молитвой,
о. Никита Кушнарев, CJD

Изображение: saveriane.it

Вы можете отправить свой вопрос анонимно через чат-бот в Телеграм с пометкой «Вопрос священнику», и на него ответит один из священников, сотрудничающих с нашим порталом.