После первого благословения Святейшего Отца Льва XIV urbi et orbi («городу и миру») директор ватиканской пресс-службы Маттео Бруни дал комментарий прессе. В частности, он пояснил, что имя Лев XIV является отсылкой к святому Льву Великому, или Папе Льву I, который по сути создал социальную доктрину Церкви, и к энциклике Rerum Novarum Папы Льва XIII 1891 года, в которой излагается эта доктрина. Это явно указывает на то, что она станет ключевым аспектом Понтификата избранного Папы.
Епископ на коне
Близость Превоста к народу и взволнованность его нуждами подтверждает в прекрасном свидетельстве, опубликованном итальянской редакцией Vatican News, монахиня-францисканка сестра Карина Гонсалес из Перу. В эфире «Radio Vaticana» она рассказала о периоде, проведенном будущим Понтификом в перуанской епархии, и о его действиях, когда в 2023 году регион пострадал от Эль-Ниньо. Верхом на лошади он отправился в самые труднодоступные места в Андах, чтобы посетить людей, пострадавших от сильнейших дождей и наводнения.
«Епископ хотел быть полезным до самого конца своего служения в епархии, стремясь помочь пожилым людям, оставшимся без крова, и детям, потерявшим всё», — рассказывает монахиня. — «В Перу мы измеряем расстояния временем, которое требуется, чтобы доехать: от епархии до тех мест — три-четыре часа, там нет дорог, только извилистые тропы. Он отправился верхом на коне, чтобы добраться до горных районов Северной Сьерры (Андский регион)».
И продолжает: «Он настоящий миссионер, и вчера, выбирая имя, он обозначил свою жизненную программу, отсылая к Льву XIII и Rerum Novarum, то есть к социальному аспекту служения Церкви. Надеюсь, он продолжит линию Папы Франциска, а значит, и Евангелия — линию всех Пап, каждого в своё время. <…> Надеюсь, он продолжит напоминать миру, что Бог близок, что Бог любит нас, любит всех. Вчера, когда с балкона Лев XIV сказал “все”, мы вспомнили “Todos, todos, todos” Папы Франциска». Вот подлинный знак преемственности на Престоле Петра.


Забота о маргинализированных и бедных
Журналисты американского католического издания «National Catholic Reporter» проанализировали публикации кардинала Превоста в «Твиттере» (официальное название с 2023 года — X, запрещен в РФ), которые также немало говорят о темах, волнующих новоизбранного Папу.
«Из аккаунта Папы Льва XIV в «X»мы можем узнать о нём не так уж много — в основном он репостил чужие записи. Но если читать между строк, становится очевидна его неизменная глубокая забота о маргинализированных и бедных, а также убеждённость в том, что государство обязано обеспечивать благополучие своих граждан. Для тех, кто надеялся на преемственность с Понтификатом Франциска, лента Прево в «X» — это обнадёживающее, даже вдохновляющее чтение.
Будь то испаноязычное видеоинтервью, где он с состраданием и нюансами осуждает смертную казнь, или резкая критика тех, кто ограничивается «мыслями и молитвами» без реальных изменений в политике после массовых перестрелок, — наш новый Понтифик никогда не смягчал слов, говоря о всеобъемлющей важности ненасилия.
В бурном 2020 году он неоднократно призывал к расовой справедливости и продвигал вакцинацию от COVID-19 как способ защиты уязвимых.
Достаточно беглого взгляда на профиль Прево в «X», чтобы понять: мигранты занимают особое место в его сердце. Его последний пост перед избранием Папой (от 14 апреля) был репостом, привлекающим внимание к страданиям депортированных — с прямым упрёком в адрес Дональда Трампа за отсутствие сострадания. Впрочем, для Прево это не ново: он критиковал позицию Трампа по миграции ещё до того, как тот выиграл выборы 2016 года».
Ещё один аспект, в котором совпадают взгляды Льва XIV и его предшественника, Папы Франциска. И который глубоко укоренен в социальном учении Католической Церкви, разработанном святым Львом Великим и Папой Львом XIII.
Мы пока не знаем, откажется ли Папа Лев XIV от исторически присущей фигуре Понтифика помпезности, как и его предшественник, однако, в его первой проповеди на Мессе 9 мая мы уже услышали призыв к Церкви стать «градом на вершине горы», ковчегом спасения, маяком в ночи мира, не за счёт внешнего величия, а через личную святость членов Церкви – «народа, взятого в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр 2,9).