«Родители Пречистой Девы Марии, Матери Божией, чьи имена сохранены древней христианской традицией». В этих нескольких словах из Римского Мартиролога заключено всё, что мы знаем о святых Иоакиме и Анне.
В канонических Евангелиях нет никаких сведений о них, однако традиция их почитания насчитывает почти столько же лет, сколько существует сама Церковь. История преданной взаимной любви родителей Пречистой Девы Марии изложена в апокрифических текстах Протоевангелия Иакова, Евангелия псевдо-Матфея, книге Рождества Марии, а в житийной литературе дополнена множеством подробностей, о которых сегодня никто уже не сможет с уверенностью сказать – являются ли они дошедшими до нас подлинными свидетельствами очевидцев и участников событий двухтысячелетней давности, или плодом поэтического воображения потомков.
Из Предания Церкви известно, что Иоаким происходил из рода Давидова и был женат на Анне дочери священника Матфана «из колена Левина, из рода Ааронова» и, таким образом, в родословии Христа соединились царская и священническая ветви народа Израиля. Протоевангелие от Иакова, самый древний из известных апокрифов, датируемый серединой II в., называет Иоакима не просто богатым, но «очень богатым» и «от богатства своего» приносящим двойные дары Богу, то есть человеком благочестивым и щедрым. Однако, с точки зрения современников, Иоаким и Анна не могли считаться угодными Богу, потому что оставались бездетными. Однажды, когда, как того требовал обычай, Иоаким принёс свой дар в Иерусалимский храм, первосвященник Рувим, бывший там, сказал ему: «Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю». Далее апокриф описывает горе Иоакима, ясно увидевшего, что нет во всей истории Израиля ни одного праведника, оставшегося бездетным, но вместе с тем и его надежду на милость Божию к нему и его жене. Он вспомнил об Аврааме и его жене Саре, которым Бог дал сына в старости, и решил, что будет молиться и поститься в пустыне до тех пор, «…пока не снизойдет ко мне Господь», а до тех пор: «… будет мне едою и питьем молитва». Оставшаяся дома Анна так же взывала к Богу и оплакивала свою бездетность. Ангел, возвестивший супругам о том, что Бог даст им дочь, рождение которой станет радостью для всего мира, явился им в один и тот же день. Иоаким поспешил домой, Анна – ему навстречу. Их нежное объятие у Золотых ворот Иерусалима, ставших символом других ворот, в небесный Иерусалим, много раз было воспето художниками и поэтами христианского мира.
В Восточной Церкви принято считать, что оба родителя Пречистой Девы были в очень преклонных годах и умерли вскоре после того, как согласно данному ими обету отдали трёхлетнюю дочь воспитываться при храме. Другая традиция, позднее отвергнутая как ложная, утверждала, что Анна, бывшая моложе мужа, после его смерти сопровождала Святое Семейство в Египет, дважды выходила замуж, и от второго брака у неё родилась Мария Клеопова, мать апостолов Иакова Алфеева, Симона Зилота и Иуды Фаддея.
Мы очень мало знаем о жизни святых супругов, но их культ распространён повсюду, где есть христиане. Им, родителям Пречистой Девы мы вверяем ещё не родившихся детей, они – покровители бездетных пар, заступники родильниц при тяжёлых родах и тех, кто страдает нервными и психическими заболеваниями, бабушек и дедушек, христианских супругов. К их заступничеству прибегают незамужние и работающие женщины, шахтёры и попавшие в шторм.
Анна Кудрик
Читать полностью: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве