Блаженный Иоанн из Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро) родился между 1395 и 1400 годом в Виккио ди Муджелло недалеко от Флоренции. О его происхождении и его семье ничего неизвестно, кроме того, что, вероятно, у него был брат, художник, как и он сам, и что его учителем был Лоренцо Монако. Первое документальное упоминание о нём — запись о вступлении в религиозное братство в Кармине, ещё под мирским именем Гвидо ди Пьетро — датируется 17 октября 1417 года. Вступая в братство, он уже был художником — сохранились документы, подтверждающие, что в январе и феврале он получил заказ от церкви Санто Стефано дель Понте, а в жизнеописании, составленном Джорджо Вазари, говорится, что он овладел искусством художника ещё в детстве, так что «мог бы беззаботнейшим образом жить в миру и приобрести сверх того, что имел, все, что захотел бы», однако, он желал стяжать иные сокровища, чем те, которые мог предложить ему мир.
В 1420 или 23 году Гвидо принёс обеты в Доминиканском ордене во Фьезоле и принял имя Иоанн. Современники брата Иоанна утверждали, что он был добр, уравновешен и обладал спокойным характером. Его дар художника в сочетании с редкостным трудолюбием принёс ему славу, на которую он не обращал никакого внимания, искренне и просто считая себя инструментом в руках Божиих. Его смирение и доверие к Создателю были так велики, что он никогда не переписывал и не улучшал своих творений, считая, что если они недостаточно хороши, то такова воля Бога.
В 1436 году Козимо Медичи перестроил монастырь Сан-Марко во Флоренции и подарил его Доминиканскому ордену. В этом монастыре и провёл большую часть своей монашеской жизни брат Иоанн из Фьезоле. Его кисти принадлежит большая часть фресок и картин на дереве и холсте, украшающих кельи, трапезную, главную залу капитула и монастырскую церковь. Эти прекрасные и вдохновенные произведения, предназначены для того, чтобы способствовать созерцанию и медитации, а не для того, чтобы поразить воображение любителя искусства, поэтому они исполнены глубокой гармонии и красоты. Благовещение, Увенчание Пресвятой Девы Марии небесной славой — все эти картины, по словам Вазари, так прекрасны, словно созданы на небе, и сколько бы ни смотреть на них, невозможно насытиться их красотой. За ним закрепляется прозвище фра Беато Анжелико, так как современникам кажется, что росписи монастыря Сан Марко выглядят созданными ангельской рукой. Возможно, причина этого в том, что живопись была для брата Иоанна не только служением, но и одной из форм молитвы. Раны Христовы он писал, стоя на коленях, а работая над сценами Распятия и Страстей Христовых, плакал.
Брат Иоанн становится знаменит далеко за пределами монастыря. Он удивительно много работает, выполняя множество заказов для церквей и монастырей Флоренции, для Козимо Медичи, для горожан, пишет знаменитую Мадонну для цеха льнопрядильщиков, расписывает дарохранительницы и шкафы для посуды. Его трудолюбие, в сочетании со смирением и послушанием, дают поразительные плоды. Он не отказывает никому, но только просит, со своей обычной ласковой улыбкой, всех своих заказчиков прежде спросить согласия настоятеля монастыря — он никогда не отступает от обета послушания. Настолько, что, будучи приглашён завтракать с Папой, не решается есть поданное к столу мясо, так как не имеет на это разрешения настоятеля.
В 1445 году Папа Николай V приглашает его в Рим, где поручает ему роспись дворцовой капеллы и создание ряда миниатюр для богослужебных книг. До 1448 года фра Беато Анжелико работает в Риме, затем возвращается во Флоренцию. Как рассказывает в своём жизнеописании художника Джорджо Вазари, Папе так понравились добрый нрав, святой образ жизни, благоразумие и благочестие брата Иоанна, что, когда Флорентинская кафедра оказалась вакантной, он захотел, чтобы брат Иоанн стал епископом. Однако, «ангельский брат» совсем не хотел править, он хотел только «избегнуть адских мук и приблизиться к вечному блаженству». Поэтому он просил Папу не возлагать на него этого бремени, а так как знал среди своих собратьев по монастырю достойного и учёного брата Антонина, то и рассказал о нём Папе. Брат Антонин стал епископом и управлял епархией мудро и разумно в течение долгих лет.
Умер брат Иоанн из Фьезоле, прозванный фра Беато Анжелико, 18 февраля 1455 года в Риме. Его похоронили в церкви Санта Мария сопра Минерва, той самой, где покоятся мощи святой Екатерины Сиенской. Рельеф на его надгробной плите изображает Ангельского брата лежащим со сложенными руками. Глаза его открыты, словно они смотрят в Небо, которое он всю жизнь изображал на своих картинах, и куда отправилась его чистая и светлая душа.
3 октября 1982 года Папа Иоанн Павел II беатифицировал фра Беато Анжелико, а с 18 февраля 1984 года он почитается как покровитель художников.
Анна Кудрик
Изображение: Getty Images
Читать полностью: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве