12 декабря – особый день для Кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. В этот день в 1999 году государственный секретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил возвращенный верующим и отреставрированный храм и вручил символические ключи от него первому настоятелю в новейшей истории собора – отцу Иосифу Заневскому. В этой должности он 26 лет служил московским католикам, а в мае 2021 года ему исполнится 80 лет. В годовщину освящения собора Ольга Хруль попросила отца Иосифа рассказать о том, каким запомнилось это служение, и поделиться с прихожанами добрым советом в рамках цикла «Церковь с человеческим лицом».
— Как вы всё успевали в Москве?
— Молодой ещё был (cмеётся). Когда я занимался строительством, значительная часть работы в приходе легла на плечи собратьев и сестёр, которые готовили к таинствам и вели катехизацию.
Но даже спонсорам было заметно, что я перегружен, и они просили архиепископа Тадеуша Кондрусевича, чтобы он меня разгрузил. И архиепископ нашел мне помощника — отца Андрея Стецкевича, который занялся внутренней отделкой собора и потом строительством здания курии. Мне при нём полегче стало, освободилось время на другие дела. Я стал чаще ездить в Октябрьский, где мы строили салезианский центр — купили полуразрушенный садик, восстановили его, достроили. Сейчас это красивое здание, где проводится много интересных встреч – не только для католиков, центр, которым уже много лет руководит о. Григорий Гловенка, открыт для всех.
— Где вы служите сейчас?
— Там, где я нужен — в Беларуси. Это была больше моя инициатива – направить меня в Жупраны, где в 2025 году будет празднование 150-летия храма. Занимаюсь там ремонтом старого приходского дома, нужен капитальный ремонт, потому что балки уже прогнили, надо всё менять. Cо временем, видимо, уеду в Беларусь насовсем. А в приюте в Филях отец Петрос Петросян прекрасно справляется.
— Кстати, как вы оцениваете деятельность салезианского детского приюта в Филях?
— Пусть другие оценивают – хорошо или не хорошо получилось. Мы старались. У салезианцев много инициатив в России: и новициат, и семинария, и Ораторий в столичном кафедральном соборе, и центр в Октябрьском, и дом в Санкт-Петербурге, и приход в Ростове…
Приют для детей мы c отцом Казимиром Шиделко, который любит и умеет заниматься с детьми, открыли сначала в доме на Малой Грузинской, недалеко от храма. В то время – в середине 1990-х годов – это было очень нужно. Пространства для детей было мало, поэтому мы сразу стремились к тому, чтобы построить что-то побольше. Руководство ордена посмотрело, как и что, и после изучения на месте поддержало эту идею, мы нашли спонсоров, которые согласились помочь в этом, я нашёл обветшалое здание, мы его разрушили, построили новый приют, отец Казимир занялся обустройством.
Так началось это дело. С моей точки зрения — хорошее, нужное дело здесь. Приют нужен и сейчас – ведь год от года количество детей прибывает. В Москве люди хорошие, народ отзывчивый, многие нам помогают…
— Как вам с высоты лет сегодняшняя московская католическая жизнь?
— Я доволен, конечно. Очень доволен. Помню, как мы все крутились вначале в храме святого Людовика, как священники и монахи ехали со всех концов мира служить в России. Как мы только успевали перекусить у пани Анны и бежали служить Мессы, вести катехизацию, заниматься с молодёжью…
А до Москвы я служил в Жупранах, и оттуда меня не хотели отпускать.
— То есть вы уехали из Жупран в Москву и из Москвы в Жупраны возвращаетесь?
— Я ехал в Москву на год (все говорили «вернётся-вернётся»), чтобы помочь архиепископу Кондрусевичу. Этот год растянулся на 26 лет – столько я был настоятелем кафедрального собора. И воспитал себе приемника – о. Владимира Кабака, который, кстати, был у меня министрантом в Жупранах.
В Жупранах много было моих учеников-министрантов, в сейчас там всего пару человек в министрантах, да и народу очень мало… Я привык, как зайдёшь в храм — места нет нигде, везде люди! А сейчас даже до ста прихожан в большой праздник не соберётся.
Да и коронавирус прижал – люди пожилые остерегаются выходить из дома. Молодёжь в основном в Ошмянах и Сморгони. Если трое детей, то государство даёт квартиру и, конечно, многие едут из деревень в города, а в колхозах некому работать. И очень жаль, что красивые храмы пустуют.
Слава Богу, здоровье у меня пока ничего… Когда я оглядываюсь на жизнь и вспоминаю, сколько людей крестил, вернул в храм, привёл к Богу, то понимаю, что прожил жизнь не зря.
— Что вы желаете московским католикам в годовщину освящения кафедрального собора?
— Чтобы были верными!
Свободы сейчас больше, чем было в моё время, но вера и верность Церкви куда-то подевались. Бог уже не очень нужен в повседневной жизни…
Мне очень грустно оттого, что люди ходят год, два, на подготовку к таинствам, а потом куда-то пропадают, в храме их нет… Но вы же сознательно выбрали католическую веру, никто вас не заставлял! И что мешает вам идти этим путём по жизни, быть верными тому, чему вас научили и что вы исповедали в Символе веры?
Быть верными – это самое главное! Чтобы ходили в храм и жили этим, чтобы воспитывали в верности своих детей и внуков.
Беседовала Ольга Хруль
Фото: Ольга Хруль
Узнать больше об отце Иосифе Заневском:
Папа наградил российского священника золотым крестом за служение Церкви