Если говорить о богослужебном пении, то вопрос об активном участии верных в нем является одним из важных и основных.
Существуют две противоположные точки зрения:
1) следует полностью исключить общенародное пение за службами (пусть все поет специальный хор);
2) все богослужебное пение следует сделать общенародным.
Прежде чем подробно обсуждать их, стоит вспомнить историю возникновения и развития церковного пения в христианской церкви.
Как мы помним, христианская Церковь использовала пение с апостольских времен. В посланиях Иакова имеются слова: «Благодушествует ли кто, да поет», затем апостол Павел наставляет своих учеников, чтоб они всегда пели псалмы. Отсюда можно сделать вывод, что общественное пение имеет древнейшее происхождение.
В пении у древних христиан существовал следующий порядок. Пели во время службы все. Не было разделения на народ и специальный хор. Иногда солировал только один певец. Это было распространено, главным образом, у египетских монахов. На возгласы священника весь народ отвечал хором.
То есть, мы вправе говорить о том, что изначально пение было общенародным. «При общественном богослужении, — сказано в Апостольских постановлениях, — на возглашение диакона народ, и прежде всего отроки, восклицают: «Господи, помилуй». В Литургиях апостола Иакова и святителя Климента на возгласы священнослужителя народу указано отвечать словами: «аминь», «и духови твоему», а победную песнь: «Свят, Свят, Свят» — верующие приглашаются петь особенно громким голосом».
Святой Иоанн Златоуст говорит: «Жены и мужи, старцы и юноши различны полом и возрастом, но нет различных по отношению к пению, потому что Дух Святой, соединяя голоса каждого, из всех устрояет одну мелодию».
Особым видом общенародного пения было пение попеременное, или антифонное, появившееся в Антиохийской Церкви и быстро распространившееся повсюду. «Оба лика (хора), — находим у Филона, — насладившись сладкопением порознь, соединялись в один общий лик». О том же в письме к императору Траяну пишет и Плиний Младший: «Христиане в некоторые дни собираются пред восходом солнца и попеременно (антифонно) поют хвалебные гимны Христу как Богу». Антифонное пение касалось или отдельных стихов (например, «Ибо вовек милость Его»), которые пропевались то хором мужским, то женским вслед за чтецом, или же припевов: «Спаси нас, Сыне Божий» и «Молитвами Богородицы».
Можно сказать, что в первые века девизом церковного пения были свобода и терпимость ко всем родам и видам музыки того времени.
Правил, как таковых, было только два: 1) в храмовом пении могли участвовать все способные к тому лица, без различия состояния, возраста и пола; 2) церковное пение, однако, должно было проходить в известном установленном порядке.
Со временем церковное хоровое пение изменилось. Христианство, претерпев множество жесточайших гонений и преследований со стороны языческого мира, в конце концов, все же победило. За Церковью мало-помалу были признаны права дозволенного религиозного общества. Вместо домашних церквей, катакомб и подземных усыпальниц на гробах мучеников стали появляться благоустроенные храмы-базилики, и богослужения начали совершаться открыто. В первой четверти IV века император Константин Великий объявил терпимость к христианству в Римской империи.
Вместе с внешним усилением росло и внутреннее благоустройство Церкви, в частности, в отношении богослужебном. Само богослужение стало принимать более торжественный характер, фиксированность богослужебных чинов постепенно заменила собой былую простоту и непосредственность молитвенных собраний апостольского века.
Торжественность обстановки, большая по сравнению с прежним сложность самого порядка службы привели к тому, что участие народа в богослужебном пении сократилось до минимума, и все, что раньше исполнялось общенародно, перешло к специально обученным певцам, из которых стали образовываться отдельные хоры.
Для пения потребовались книги, так как количество песнопений постоянно возрастало, и не было возможности знать их все наизусть и петь на память. Пение становилось все более изысканным и более сложным.
Таким образом, в церковном пении постепенно произошли следующие изменения: во-первых, из всенародного пение превратилось в специально хоровое, заменившее собою участие присутствующих в совершении пения; во-вторых, расширилось и усложнилось само количество песнопений; в-третьих, хоровое исполнение, став более искусным, уклонилось от былой простоты. Эта изысканность, сначала достаточно умеренная и не слишком бьющая в глаза, со временем получила уже оттенок театральной манерности в приемах исполнения. Появлению таких черт в христианском пении послужили следующие обстоятельства.
Подметив могущественное действие стройного и согласного пения на людей, появившиеся в ту пору еретики обратили пение в средство агитации и, излагая свое учение в особо составленных гимнах, преподносили его под видом увлекательных, захватывающих своей красотой хоровых исполнений.
Успех такого приема в еретической пропаганде заставил и Церковь использовать то же оружие в борьбе со лжеучениями. Отцы Церкви, часто даже не изменяя самих мелодий, употребляемых еретиками, противопоставляли ересям свое учение, поддерживая его в умах верующих посредством хорового же пения.
Начиная с IV века, для церковных певцов из мирян последовали некоторые ограничения. Определенный чин церковного пения, желание преградить доступ в церковно-богослужебную практику элементов чуждых духа церкви (например, приемов театральных и еретических) и прекратить некоторые беспорядки со стороны чтецов и певцов из мирян, — все это заставило некоторых пастырей Церкви учредить особые церковные степени чтецов и певцов.
О певцах как особой степени клира, не раз упоминается уже в правилах апостольских (правила 25, 27, 43). Певцы поставлялись в свое служение малым посвящением и особой молитвой. Что касается Восточных Церквей, на Лаодикийском Поместном соборе (367 год) относительно церковного пения сделано несколько постановлений и в числе их два главных, а именно: «Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым петь в церкви» (правило 15) и «Не петь в церкви псалмов не священных и книг не канонических» (правило 59). Первое из этих правил имеет следующее пояснение: «Кажется, некоторые из простого народа присваивали себе право чтецов, начинали псалмопение, пренебрегая клириком, и пели непристойно и даже неупотребительное. Отцы, запрещая сие, говорят, что кроме клириков, поющих с амвона, никто не должен начинать пения, подпевать же не запрещено простым, но они должны петь только то, что написано в церковных книгах». Поводом к такому запрещению послужило тогда распространение и употребление некоторыми певцами псалмов, песней и молитв, самочинно составленных христианами, неканонических или даже еретических, взамен принятых церковью.
Что касается Запада, то в 567 году Турский синод ограничил пение в церкви хором клириков. В силу этих правил не только миряне, но даже непосвященные монахи и отшельники, не могли исправлять должности клириков, певших и читавших за богослужениями.
Так, мало-помалу, становясь более упорядоченным, сложным и искусным, на Востоке и на Западе церковное пение в большей и большей степени отдавалось специально обученным хорам. Однако элементы общенародного пения по-прежнему оставались. Эти тенденции просуществовали практически без изменений на протяжении всей истории Церкви, вплоть до II Ватиканского Собора.
Все это время народ по большей части был лишен возможности активно участвовать в богослужебном пении и чтении. Вопрос об активном участии верных неоднократно поднимался в Церкви, некоторые богословы и активные миряне пытались возродить древнюю практику общенародного пения. Но только II Ватиканский Собор смог привести к каким-то конкретным изменениям. Так, например, после него народ получил возможность отвечать на возгласы священника и исполнять несложные песнопения под аккомпанемент органа или другого музыкального инструмента.
Но в то же время есть и критические замечания, выраженные, например, литургистом и священником Михаэлем Кунцлером. Приведем несколько цитат.
«Григорианский хорал может стать музейной экзотикой». — Да, верно, григорианика достаточна сложна для общенародного пения, мало кто исполняет ее, и, к горькому сожалению, доводилось слышать о григорианике, что она «звучит православненько».
«Создаваемые сейчас … духовные песни — это, несомненно, не решение проблемы… поделки невысокого музыкального и текстового уровня». — А здесь спорно.
Можно сделать вывод, что, с одной стороны, мы имеем прекрасные тенденции в направлении возобновления практики общенародного пения. А с другой стороны, мы теряем прекрасные музыкальные произведения, написанные выдающимися композиторами, которые мы слышим теперь только на торжественных службах в кафедральных соборах или концертных залах.
Приведем несколько примеров из католической и православной Церкви и увидим, что имеем на практике.
Пример из православной Церкви. Праздничная служба, поют два хора, так называемые, «правый», профессиональный, и «левый», будничный, которые придают особую торжественность богослужению.
Пример из католической Церкви. Служба – по сути, диалог алтаря и органиста.
В обоих случаях служба — радость для музыкантов да и просто для людей со слухом. Но при этом верные (те, кто не хор и не органист) до какой-то степени исключаются из богослужения.
Берем другую крайность: все поет народ. Прекрасно, верные ни в коем случае не исключаются из богослужения, все активно участвуют. Но разве мы приносим Господу лучшее? Если при этом есть возможность исполнить что-то красивое и торжественное не общенародно. Не выглядит ли так, как будто люди собрались на праздник, большинство может принести только черный хлеб на общий стол и не дает тем, кто может принести что-то другое, это сделать?
Возникает законный вопрос. Как совместить идею общенародного пения в храме и при этом не потерять все то лучшее, что Церковь приобрела за многие века своей истории?
Представляется, что «трудная задача терпеливого приобщения паствы к высоким формам литургической музыки» состоит в сбалансированном сочетании общенародного пения (безусловно, ответы на возгласы, иногда духовные песни) и исполнения хором или органистом более сложных полифонических произведений.
К сожалению, успешно решать эту задачу могут только крупные приходы, где бывает несколько хоров. Один из хоров исполняет роль «сколы», которая необходима для успешного участия верных в богослужении, потому что она поет ответы на возгласы, духовные песни, еще какие-то неизменные части Мессы и ведет за собой народ. Другой хор может заниматься исключительно той же григорианикой. Третий — быть праздничным хором, который поет несколько раз в году сложные произведения за Мессой.
Хорошо бы брать за основу эти примеры и воплощать их по мере сил и возможностей на обычных малых приходах. Тогда мир высокой литургической музыки откроется и для нас, и для будущих поколений.
Фото: stbarnabasottawa.com