«Избранные» (2020): многосерийный проект о жизни Иисуса Христа и апостолов

В начале апреля 2020 года компания VidAngel открыла бесплатный доступ к первому сезону сериала «Избранные» (The Chosen), рассказывающего о жизни Иисуса Христа и тех, кто Его встретил. Этот масштабный медиапроект реализован на пожертвования более 19 тыс. человек и вышел одновременно во всём мире через собственное приложение. Михаил Тяпин посмотрел сериал и рассказывает, почему он заслуживает внимания.

Мы видели уже немало фильмов о Христе, где делается акцент на определенной стороне Его жизни: на Его страданиях («Страсти Христовы»), искушениях в пустыне («Дни Искушения»), революционности учения («Евангелие от Матфея»). «Избранные» Далласа Дженкинса продолжают такую традицию. На этот раз особое внимание уделяется чудесам Христа. Исцеление Марии Магдалины, тещи Симона, парализованного, прокаженного – они проходят красной нитью через всё повествование.

В сериале Христос показан с довольно непривычной стороны. Как правило, Он изображается серьезным проповедником, не позволяющим себе ни тени улыбки. Здесь же Иисус всё время весел, радостен, ни на кого не повышает голоса. Нигде Он не показан возмущённым — закономерно отсутствует сцена изгнания торгующих из храма.

Конечно, сразу возникает вопрос: а можно ли вообще показывать Мессию таким?

Существует точка зрения, согласно которой Христос «всегда сохранял серьезное выражение лица», что Он «никогда не смеялся, но часто плакал». Эта версия опирается на «Послание Лентула», апокриф XV века: «Никогда никто не видел Его смеющимся, но часто видели плачущим». Эти слова, в свою очередь, могли быть взяты из святителя Иоанна Златоуста. Последний, осуждая неумеренный смех, писал в своем толковании на Евангелие от Матфея: «Часто бывало, что Его видели плачущим, а чтобы Он смеялся, или хотя бы немного улыбался, этого никогда никто не видел, — почему и ни один из Евангелистов не упомянул о том… Впрочем, я говорю это, не запрещая смеяться, но удерживая от неумеренного смеха».

В самом деле, слезы Иисуса в Новом Завете упоминаются, а смех — ни разу. Тем не менее, доказательство, выводимое из умалчивания о факте, далеко не всегда является аргументом в пользу истинности какого-либо тезиса. Воспринимал ли Христос смех как порок? Во всяком случае, во время Нагорной проповеди Он упомянул о смехе как награде: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк 6:21). С другой стороны, в той же речи Он говорит: «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6:25). Судя по общему контексту речи, смех как таковой не был в центре внимания Иисуса в данных изречениях. Если во втором из приведенных изречений смех осуждается, то не сам по себе, а как одна из характерных особенностей жизни по законам мира сего, вместе с богатством и чревоугодием.

Сценаристы правильно поняли эту мысль. В сериале Иисус часто смеется, шутит сам и всё время улыбается другим людям. Во время свадьбы в Кане Галилейской Он узнает, что Андрей не умеет танцевать. Христос подбадривает рыбака, убеждая его попробовать. Когда оканчивается трапеза и все гости пускаются в пляс, Андрей радостно присоединяется к ним. «Так ты ему поможешь?», — спрашивает Симон. «Такое чудо даже мне не по силам», — с улыбкой отвечает Спаситель.

Впрочем, шутит в сериале не только Иисус. Юмор характерен почти для всех центральных персонажей.

Шутит фарисейский учитель Никодим в своей проповеди:

Я всегда с нетерпением жду поездки в Капернаум. И к великолепному Галилейскому морю… Даже мои дети влюблены в него. Целыми днями готовы плавать, играть с песком, наблюдать за людьми. Я как-то спросил их: «Вам здесь так нравится. Но почему вы не стремитесь на море, когда мы дома, в Иерусалиме?». Сын так пожал плечами: «Но отец, там ведь никого нет. Оно мертвое».

Шутит его супруга:

— Ты один из тех редких людей, кому одинаково хорошо удаются и подготовленные, и импровизированные выступления. Так о тебе сказал Каиафа.

— Да он всего лишь льстил.

-Выше первосвященника только Бог. Какой ему толк льстить тебе? Мою стряпню он никогда не хвалит.

Шутит Матфей в разговоре со своим охранником-римлянином:

— Мытарь, для дурака у тебя слишком толковая голова, признаю.

— Я тоже так думаю.

Впрочем, помимо юмора, здесь есть и вдумчивые диалоги, основанные на разном понимании веры:

— Значит, ты ставишь пределы Всемогущему Богу?

— Только те, что упомянуты в Законе.

— А если бы Бог сделал то, что, по-твоему, противоречит Торе… Ты бы велел ему забираться обратно в ящик, который ты сам для него и смастерил? Или ты бы усомнился в своем понимании Торы? Мы учимся всю жизнь, Самуил! Все мы! И до конца всё постичь невозможно.

— Мне страшно, что я больше не могу предсказать ваши решения.

— И страх заставляет нас оставаться невежами, спящими под защитой строгой традиции

— Бог дал нам Закон, чтобы мы его соблюдали!

— Одно другому не мешает! Можно найти проторенную праведную дорогу и идти по ней, как сказал Иеремия. Но в то же время быть готовым к неожиданному и удивительному!

Ещё одной особенностью сериала является подача истории. Евангельский сюжет служит лишь фоном, из него взяты основные эпизоды (призвание первых апостолов, исцеления, беседа Господа с самарянкой у колодца) и общая идея. Сценаристы не стесняются расширять сюжет. Они берут значимые события и добавляют множество собственных деталей.

Возьмем, например, превращение воды в вино во время брака в Кане Галилейской. Описание этого первого чуда, совершенного Христом, донёс до нас евангелист Иоанн:

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

Ин 2:1-11

В Евангелии ничего не сообщается ни о молодожёнах, ни о том, из каких семей они происходили. Информация об этом есть только в преданиях. В сериале приводится интересная версия событий: мать невесты была подругой детства Девы Марии. Это во многом объясняет причины ходатайства последней. Становится понятнее, почему католическая и православная традиции видят в этом выражение особой силы молитв Девы Марии за людей. Не случайно её с древних времен называли «Матерью Церкви», а 1964 году Папа Павел VI придал этому титулу официальный статус.

Из Евангелия мы не знаем об организаторах свадьбы. В сериале показано, что вино для свадьбы привез апостол Фома, тогда ещё обычный работник. Он всё время сомневался, нужное ли число кувшинов взял и не надо ли добавить ещё парочку. Именно после чуда претворения воды в вино в сериале Христос призывает Фому последовать за собой.

Кроме того, сценаристы добавили и менее значимые подробности, которые заставляют глубже вникнуть в атмосферу происходящего. Свадьбу проводят родители жениха, которые по социальному статусу ниже родителей невесты. Мать родилась в Назарете, отец – «из породы бродяг». Они хотят не ударить в грязь лицом перед богатыми родственниками.

Нарушает ли такое вольное изложение евангельские каноны? Скорее помогает лучше осмыслить жизнь Иисуса и апостолов. Знакомые библейские истории оживают, играют новыми красками.

Сериал «Избранные» показывает культурные, религиозные и политические реалии того времени. Зритель узнаёт о различных еврейских традициях, получает наглядное представление о притеснениях, которым подвергался израильский народ при римском правлении. На протяжении всего первого сезона мы видим человечность Христа: видим, как усердно Он работает, чтобы разжечь огонь, видим его потребность в отдыхе. Добродушный, сострадательный, милосердный – таким предстает Мессия Далласа Дженкинса.

Уникальность «Избранных» заключается в том, что сериал рассказывает историю Христа через мужчин, женщин и детей, которые встретили Его лично. И по мере того, как их повествования разворачиваются на экране, мы понимаем, что Господь терпеливо ждет духовного единения и с каждым из нас.

Михаил Тяпин

Фото: www.press.thechosen.tv