Ватиканист со Среднего Запада. Памяти Джона Л. Аллена мл.

22 января в Риме после продолжительной борьбы с раком отошёл го Господу ватиканист Джон Л. Аллен младший, автор 11 книг, основатель портала Crux и многолетний корреспондент National Catholic Reporter. Ему был 61 год. О значении этой фигуры для современных католических медиа размышляет Анастасия Бозио.

Даже если вы не читали его замечательных статей, американец со Среднего Запада (Джон вырос в Канзасе), который смог стать своим человеком в Риме — это уже достаточно интересно, чтобы узнать о нём больше. А лично для меня этот блестящий журналист стал вдохновителем и примером на пути в католических медиа. В этом материале, посвященном его памяти, я хотела бы познакомить вас с Джоном и рассказать о том, чему я у него научилась.

Педагог и наставник

Как я уже сказала, Джон вырос в Канзасе и получил высшее образование в родном штате: степень бакалавра философии — в Университете штата Форт-Хейс и степень магистра религиоведения — в Университете Канзаса. Свою карьеру он начал в Лос-Анджелесе, преподавая журналистику в средней школе Нотр-Дам в Шерман-Окс. В те годы (1993-1997) он также руководил школьной газетой «The Knight».

Думаю, этот период заложил определенный фундамент и стиль: Джон, у которого никогда не было собственных детей, спустя годы признавался, что журналисты, которых он нанимал, становились ему как дети. Он щедро делился опытом и знаниями, о чем свидетельствуют его младшие коллеги. И это не что-то само собой разумеющееся. Конкуренция в сфере католических медиа, конечно, уступает жесткой конкуренции в светских СМИ, и всё же далеко не каждый в этом мирке готов делиться опытом и связями, воспитывая новых журналистов. В российской католической медиасреде, где остро не хватает именно профессиональных журналистов и многое держится на энтузиастах, мне кажется крайне важным следовать этому принципу Джона.

В прошлом году, на Юбилее мира коммуникаций в Риме Мария Реса, выбранная в качестве ключевого спикера ватиканской Дикастерией по делам коммуникаций, призывала журналистов из 138 стран: «Сотрудничайте, сотрудничайте, сотрудничайте!». Джон Л. Аллен знал ценность этого подхода и был верен ему на протяжение всей своей карьеры. В Crux, изначально созданном под эгидой газеты The Boston Globe, а позже перешедшего всецело под управления Аллена, он воспитал целую плеяду великолепных журналистов, таких как Инес Сан Мартин, Майкл О’Лофлин, Кристофер Уайт, Клэр Джанграве и, конечно, Элиз Энн Аллен, жена Джона и старший корреспондент Crux в Риме, которой Папа Лев дал первое обширное интервью с начала своего понтификата.

Общаться со всеми

Коллеги Джона по NCR говорят, что готовность общаться со всеми была не просто его профессиональной чертой, но «образом мышления». И это, на мой взгляд, признак не только профессионализма, но и духовной зрелости.

Надо учесть, что его становление как ватиканиста происходило в период понтификата Иоанна Павла II, а его расцвет, когда биограф Папы Войтылы Джордж Вейгель мог назвать Аллена «лучшим англоязычным репортером всех времен», — на понтификат Бенедикта XVI (Джон переехал в Рим в 2000 году — через три года после начала работы в NCR). Когда же Папа Франциск произвел своеобразную «революцию» в Ватикане, Джон, глубоко укорененный в старой ватиканской культуре, порой воспринимался как критически настроенный журналист, но именно открытость к диалогу со всеми позволила ему оставаться глубоко симпатичным для многих ватиканских «чиновников». Работая в одной из самых прогрессивных католических газет Америки, он сам едва ли мог называться прогрессистом. И дело тут не в компромиссе и не в приверженности золотой середине в политике, а в непрерывном поиске истины.

По собственному опыту многолетнего медиаслужения могу сказать, что такой подход рождается не из определенного склада характера, а из любви к Церкви — не как к институту, а как к живому Телу Христову. Только тот журналист, для которого Церковь по-настоящему интересна и привлекательна, способен входить в отношения со всеми её членами, даже с теми, чьей позиции не разделяет. За сегодняшнее утро я прочитала столько некрологов, что уже не вспомню, кто указал на эту черту Джона, но он был человеком, который по-настоящему желал понять те процессы в Церкви, на которые смотрел, а не набросить на них свои готовые представления. Этим определялась его манера общения с источниками, и именно поэтому сегодня столь многие отдают дань его память.

* * *

Джон Л. Аллен младший радикально изменил облик католических медиа, превратив ватиканистику из формальных и скучных сводок новостей, интересных лишь избранным, в поле для живого синодального диалога о Церкви в меняющемся мире. И я лично — в числе тех, кто решил посвятить жизнь католической журналистике, вдохновившись его примером.

Покойся с миром, Джон. И пусть Господь использует твоё наследие, чтобы вдохновлять всё новых молодых людей служить Церкви даром слова.

Анастасия Бозио

Фото: CNS/Georgia Bulletin/Michael Alexander