22 февраля в Католической Церкви — Кафедра св. Апостола Петра. Чтобы разобраться, откуда происходит этот необычный праздник, обратимся к «Золотой Легенде» Иакова Ворагинского, влиятельнейшему источнику Средневековья.
Слово кафедра переводится с греческого как трон (или престол, согласно русскому переводу «ЗЛ») и имеет три значения. Их приводит Иаков Ворагинский: «Престол может быть царским: Давид, восседающий на престоле. Престол может быть священническим: Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень (1Цар 1,9). Престол может быть учительским: На моисеевом седалище… (Мф 23,2).
Блаженный Пётр восседает на царском престоле как первый среди царей, на престоле священническом — как пастырь всех клириков, и на престоле учительском — как наставшик всех христиан».
Согласно древнему церковному преданию, апостол Пётр возглавлял Антиохийскую Церковь, прежде чем стал Римским епископом. Поэтому первую причину для установления сегодняшнего праздника Иаков Ворагинский связывает именно с этим. Он подробно описывает, как правитель города Теофил заключил Петра в темницу за проповедь в Антиохии, а Павел убедил его освободить первоапостола, потому что тот силой Христовой исцеляет больных и воскрешает мёртвых. Тогда Теофил потребовал, чтобы Пётр воскресил его сына, умершего четырнадцать лет назад. Когда по молитве апостола чудо было явлено, жители Антиохии уверовали в Господа Иисуса Христа.
Вот как описано это событие в «Золотой Легенде»: «И Теофил, и весь народ Антиохийский, и многие прочие уверовали в Господа и воздвигли в городе прекрасную церковь. В центре той церкви поставили престол и на него возвели Петра, дабы все собравшиеся могли видеть и слышать его. На этом престоле Пётр пребывал семь лет, а затем, придя в Рим, двадцать пять лет занимал Римский престол. Церковь торжественно отмечает эту первую почесть, которую воздали Петру, поскольку именно тогда предстоятели были впервые возвеличены в Церкви местом, властью и достоинством имени».
Вторая причина для установления праздника, согласно Иакову Ворагинскому, также связана с обращением жителей Антиохии, так, как оно описано в Итинерарии святого Климента. Согласно этому источнику, жители города сперва поверили словам Симона Волхва против Петра, а потому, когда апостол подходил к их городу, вышли ему навстречу в покаянии, облаченные во власяницы. А Пётр, радуясь об их обращении, исцелил всех больных и одержимых, которых привели к нему. «Тогда в течение недели крестились более десяти тысяч человек, так что Теофил, правитель города, приказал освятить свой дворец как церковь и воздвигнуть в центре высокий престол для святого Петра <…>», — повествует «Золотая Легенда». И тут же её автор добавляет, что эта история не противоречит рассказанной выше: «Ведь могло случиться так, что Пётр по заступничеству Павла был с великим почтением принят Теофилом и всем народом. Далее Пётр покинул город, и тогда Симон Волхв соблазнил народ <…>. Затем жители Антиохии покаялись и вновь приняли святого Петра с великим почтением».
Третью причину Иаков Ворагинский связывает с необходимостью искоренения языческого обычая в определенный день февраля ставить еду на могилах усопших родственников. «Язычники полагали, что блюда опустошали блуждавшие вокруг могил души, которые они называли тенями», — читаем в «Золотой Легенде». — «Христиане долго не могли искоренить обычай устраивать подобные пиры. Поэтому святые Отцы, видя это и желая полностью уничтожить обычай, постановили отмечать в этот день праздник Возведения святого Петра на престол в Антиохии и в Риме. Однако некоторые, в память о тех пирах, влоть до сего дня именуют праздник Пиром святого Петра».
Четвёртая причина современному читателю может показаться экзотической: Иаков Ворагинский говорит, что праздник отмечается также из почтения к тонзуре клириков. Он рассказывает ещё одну легенду, согласно которой антиохийские язычники обрили Петру макушку в знак поношения: «То, что стало почестью для всего клира, для князя апостолов было поруганием ради Христа». Далее автор приводит три причины выбривания тонзуры, согласно книге Дионисия «О небесной иерархии»: сохранение чистоты, уничтожение прикрас и обнажение.
Как бы то ни было, данный праздник известен в Риме с IV века и отмечается Церковью сегодня в память о том, что Христос поручил Петру служение Своего наместника на земле.
Анастасия Бозио
Материал составлен на основе издания Иаков Ворагинский. Золотая Легенда. Том I
Фото: Pinterest