Пандемия коронавируса заставила нас притормозить и проводить больше времени вместе друг с другом. Монахи и монахини из созерцательных орденов предлагают несколько советов, как извлечь как можно больше пользы и радости из сложившихся обстоятельств.
Поскольку множество людей проводят практически всё время дома из-за пандемии COVID-19, особенно после того как власти некоторых регионов обязали граждан не покидать своих домов без крайней и неотложной необходимости, христианским семьям стоит задумаются о… лучах солнца. Таков совет от монахов и монахинь из созерцательных орденов, которые очень редко покидают свой дом, следуя древней традиции удаляться от мира, чтобы вести жизнь в молитве.
«Мы стремимся жить в постоянном общении с Богом, в состоянии, которое одни называют «духовными упражнениями», другие – «стоянием в Божьем присутствии»” – сказал порталу Aleteia монах, пожелавший остаться неизвестным. – «И эта практика сближает нас друг с другом, даже если тела наши разделены большими расстояниями. Поскольку Бог – начало и конец каждого из нас, мы можем приблизиться друг к другу, только приближаясь к Нему».
Объясняя свою мысль, он добавил: «Представьте себе линии, исходящие из одной точки. Они могут сблизиться друг с другом тогда и только тогда, когда приближаются к исходной точке».
Сестра Софи Мария из Ордена сестёр Марии Звезды Утренней из Мононы, (Висконсин) обращается к тому же образу, рассказывая, что однажды кто-то объяснил ей эту мысль, приведя в пример лучи солнца: когда лучи ближе всего к солнцу, тогда они ближе всего и друг к другу.
Сестра Софи Мария предлагает практический совет, как семья, проводя больше времени дома и живя в близости друг с другом, может приблизиться к Богу.
«Не поддавайтесь соблазну «растительного существования», уткнувшись в свой компьютер, телефон или телевизор». Св. Фома Аквинский утверждает, что наш разум – это то, что больше всего уподобляет нас Богу. «Это, действительно, величайший из природных даров, которые Он нам дал», – говорит монахиня. – «Сейчас многие просто сидят перед телевизором или уткнулись в свои телефоны, пытаясь заполнить возникший вакуум активности, пассивно вбирая всё то, что медиа решают им дать. Это прискорбно, потому что наш разум похож на чистый лист… Многие говорят, что они слишком заняты, что у них нет времени, но теперь, когда так много видов деятельности прервалось, у нас стало гораздо больше драгоценного дара – времени. И его можно вложить в развитие своего разума, в общение друг с другом и в углубление отношений с Богом».
Монах, пожелавший остаться неизвестным, соглашается: «Мне кажется, что большая часть беспокойства в сегодняшнем обществе является результатом постоянного шумового загрязнения (так называемые «новости») и погружённости в социальные сети, которые лишают тишины и вдумчивости, которые так необходимы для молитвы, да и для обычного здравомыслия», — сказал он. – «Нынешние обстоятельства – это просто золотая возможность, данная нам по великой Божьей благодати: возможность больше узнать о самих себе, как об образе Божьем – о том, что внутри нас, а не снаружи».
Сестра Софи Мария рекомендуем читать Священное Писание, особенно Евангелия. «В Евангелии от Иоанна сказано, что Слово – это истинный свет, просвещающий каждого человека», — говорит она.
Как и другие, кто ведёт созерцательную жизнь, с. Софи Мария рекомендует семьям вместе молиться Розарием, «особенно сейчас, когда мы проходим через серьёзный кризис». Она рекомендует почитать «Тайну Розария» св. Людовика Марии Гриньона де Монфор, чтобы осознать, какова сила этой молитвы. «Так много всего в истории Церкви было преодолено и исцелено молитвой Розария», — говорит она, ссылаясь на чуму, войны и вторжения. Она сама выросла недалеко от святилища Богородицы Благой Помощи, в Висконсине, где в 19-м столетии Богородица явилась одной из местных женщин. Сестра Софи Мария знает историю об ужасных лесных пожарах в Пештиго, Висконсин, когда местные жители укрылись в святилище и провели всю ночь, обходя на коленях участок, на котором стоял храм, непрестанно читая молитву Розария. «Огонь обошёл их стороной», – рассказывает она. – «На следующий день все увидели, что деревянный забор вокруг храма сильно обгорел снаружи, но внутри даже краска не потрескалась».
«Собирайтесь вместе всей семьёй», — советует она. — “Сделайте это новой традицией, если раньше вы этого не делали. «Мы не можем ходить на тренировки по карате, зато у нас есть время молиться Розарием»”.
Но есть ли способ избежать «растительного существования», не посвящая время исключительно интеллектуальным и духовным занятиям? Здесь есть золотая середина, говорит с. Софи Мария, и семьи – по одиночке или все вместе – могут найти занятия, которые и приятны, и полезны.
«Выйдите наружу, вдохните свежий воздух», — говорит она, делясь своим личным опытом. – «Когда мой отец и сестра приезжают меня навестить, мы отправляемся на «прогулку с кардиналами». Мы гуляем по окрестностям, слушаем пение кардиналов и стараемся рассмотреть их в ветвях. Это очень просто, но приносит нам так много радости! Ищите способы радоваться простым вещам». Семья может отправиться на тематическую прогулку с целью найти что-то (этот совет подойдёт тем, кто проводит изоляцию за городом, на дачах и в деревне – прим. ред.). Монахиня считает, что это хороший способ тренировать свой ум осознавать окружающую реальность и множество элементов Божьего творения, большинство из которых мы не замечали в нашей повседневной жизни.
«В борьбе против тревоги для нас, как целостных человеческих существ, очень важно использовать все пять наших чувств», – советует с. Софи Мария. – «Нам идёт на пользу, когда мы смотрим, слушаем, прикасаемся, нюхаем и пробуем на вкус. Так же как, когда мы выполняем любую работу по дому или во дворе. Мне так нравится, когда кто-то что-то жжёт на своём дворе: пахнет, как костёр в походе».
Готовить еду вместе, семьёй, это ещё одна возможность, особенно теперь, когда кафе и рестораны закрыты. И это тоже возможность потренировать свои органы чувств: «снова почувствовать вкус и запах настоящей еды» — говорит она.
Сестра Мария Грейс, монахиня-кармелитка из Кристоваля, Техас, сказала, что она и её сёстры «по очереди планируют, чем заняться. Это может подойти и семьям». Вечерние развлечения после дня, заполненного работой и учёбой, может планировать каждый день новый член семьи. «Неплохо посмотреть, а потом обсудить хороший фильм», — предлагает с. Мария Грейс.
Если живёшь вместе с кем-то, избежать конфликтов практически невозможно. «Родители с детьми, оказавшись неожиданно привязанными к дому, удивляются: ‘Что мы будем делать целый день? На протяжении недель?’»- говорит с. Алейдис Джонсон из монастыря цистерцианок в Прайри-ду-Сак, Висконсин. Она признаёт, что у родителей есть искушение постоянно занимать детей, чтобы они не дрались. Однако, считает она, конфликты могут стать способом открыть те более глубокие проблемы, которые лежат за ними, и потому их не обязательно бояться.
«Этот конфликт может рассказать нам что-нибудь о нас самих или о нашей семье, что-то такое, чего мы не хотим знать», — говорит она. – «Монастырская жизнь с её акцентом на удалении от мира, молчании, тишине и простоте раз за разом сталкивает нас лицом к лицу с грехами, недостатками и ранами, как нашими собственными, так и тех, с кем мы живём весь день, каждый день. Я думаю, что члены семьи, особенно родители, могут переживать искушение предупреждать взрывы конфликтов с помощью бурной деятельности, и мы призываем их противостоять этому искушению. Конфликт, внешний и внутренний, несёт послание, которое вы игнорируете или пытаетесь замолчать, и это дорого обходится и вам и вашей семье. Одно из посланий, которое несёт конфликт: ‘Ты не умеешь любить. Любить трудно, а ты слаб. Ты нищ в том, что дороже всего’”.
Это послание может быть «очищающим и спасительным», говорит с. Алейдис, «потому что Христос пришёл восстановить и преобразить всё больное, слепое, хромое, нищее; просветить и преобразить тех, кто не может ни правильно понять, ни правильно сделать; тех, кто не может спасти ни себя самих, ни других. Конфликт предоставляет нам несравненную возможность учиться, исцелять, любить. Когда мы убегаем от конфликта, мы убегаем от нашей нищеты и от возможности стать богатыми во Христе».
«Потому, вместо того, чтобы сосредоточиться на удерживании конфликта под контролем с помощью множества нейтрализующих действий или отступления перед ним, мы предлагаем щедро уделять внимание друг другу, быть доступными друг для друга, просто оставаться в компании друг друга, не составляя списка дел, узнавать друг друга как личности, способные нести в себе Божью полноту и изливать её друг на друга».
Кроме того, с. Софи Мария рекомендует поддерживать правильный «баланс между общением, пребыванием вместе и временем уединения».
«Нам нужно быть благоразумными и не пытаться оставаться вместе 24/7, нам нужно уметь давать себе некоторое пространство, чтобы дышать», — говорит она. – «Это базовая человеческая потребность».
«Из этих обстоятельств можно извлечь так много хорошего», — говорит с. Софи Мария. – «Люди всё время слишком заняты, чтобы прийти на Мессу. Они идут пообедать вместе, но каждый утыкается в свой телефон. Если текущие обстоятельства сделают нас не такими занятыми, притормозят нас и позволят увидеть то, что, по большому счёту, самое важное, то Бог позволит этим обстоятельствам приблизить нас к Нему».
Джон Бёргер
Источник (англ.): Aleteia
Перевод: Наталья Проскурина
Фото: The Gordon Parks Foundation, Atchison, Kansas, 1955