Катехеза 30. Власть «над» другим в межличностных отношениях

1. В книге Бытия с поразительной точностью описан стыд, возникший в первом человеке вместе с грехопадением.

Внимательное размышление над этим текстом позволит нам сделать из него вывод, что стыд, вошедший в полноту доверия, свойственную предшествующему состоянию изначальной невинности в отношениях мужчины и женщины, имеет более глубокое значение. Для этого нужно до конца перечитать 3 главу книги Бытия, не ограничиваясь ни 7 стихом, ни стихами 10-11, содержащими свидетельство первого опыта стыда. И вот, вслед за этим рассказом, заканчивается диалог Бога-Яхве с мужчиной и женщиной и начинается монолог. Яхве обращается к женщине и прежде всего говорит о родовых муках, которые отныне будут ей сопутствовать: «Умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей…» (Быт 3:16).

За этим следует выражение, которое описывает будущие взаимоотношения мужчины и женщины: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт 3:16).

2. Эти слова, наравне со словами книги Бытия 2:24, имеют перспективный характер. Убедительная формулировка стиха 3:16 книги Бытия, кажется, касается комплекса фактов, которые определенным образом выступают уже в первоначальном опыте стыда и которые позднее проявятся во всем духовном опыте «исторического» человека. История человеческого сознания и сердца станет продолжительным подтверждением слов стиха 3:16 книги Бытия. Слова, произнесенные вначале, кажется, касаются особого «умаления» женщины по отношению к мужчине. Но нет причин понимать это как неполноценность или социальное неравенство. В то же время фраза: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» указывает на иную форму неравенства, которую женщина ощутит как отсутствие полноты единства как раз в широком контексте союза с мужчиной, к чему они оба были призваны согласно стиху 2:24 книги Бытия.

3. Слова Бога-Яхве «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт 3:16) не касаются исключительно момента объединения мужчины и женщины, когда они становятся одной плотью (см. Быт 2:24), но отсылают к обширному контексту отношений (даже косвенных) брачного союза в целом. Здесь впервые мужчине дается такая характеристика, как «муж». В общем контексте библейского рассказа подобные слова главным образом сообщают о надломе, фундаментальной утрате простой общности-общины людей. Она должна была бы взаимно осчастливить мужчину и женщину через поиск простого и чистого союза человеческого рода, через взаимную самоотдачу, т.е. опыт дарения личности, выраженный посредством души и тела, мужественности и женственности («плоть от плоти моей», Быт 2:23) и, наконец, через зависимость подобного союза от благодати чадородия.

4. Потому кажется, что слова Бога-Яхве, обращенные к женщине, находят более глубокий отклик, чем стыд, который оба стали испытывать после разрыва изначального Союза с Богом. Кроме того, мы здесь обнаруживаем более полное обоснование такого стыда. Очень сдержанно и, тем не менее, достаточно отчетливо и выразительно стих 3:16 книги Бытия говорит о том, как этот изначальный блаженный брачный союз людей будет искажен похотью в сердце человека. Эти слова обращены напрямую к женщине, но относятся к мужчине, или скорее к ним обоим.

5. Уже проведенный анализ стиха 3:7 книги Бытия показал, что в новой ситуации, после разрыва изначального Союза с Богом, мужчина и женщина обнаруживают, что вместо того, чтобы быть соединенными, они разделены или даже противопоставлены из-за их мужской и женской природы. Библейский рассказ, подчеркивая бессознательный порыв, который побудил их обоих прикрыть собственные тела, в то же время описывает ситуацию, в которой человек, как мужчина или женщина (прежде он скорее был мужчиной и женщиной) чувствует себя преимущественно оторванным от тела, как источника изначального союза людей («плоть от плоти моей»), и более противопоставленным другому из-за собственного тела и пола. Такое противопоставление ни разрушает, ни исключает брачного союза, задуманного Создателем (см. Быт 2:24), ни его созидательного результата; но способствует реализации этого союза в ином направлении, которое будет присуще человеку похоти. Как раз об этом говорится в стихе 3:16 книги Бытия.

Женщина, чье «влечение будет к мужу (твоему)» (Быт. 3:16), и мужчина, отзывающийся на это влечение, как об этом говорится: «будет господствовать над тобою», без сомнения составляют тот же союз, то же супружество из стиха 2:24 книги Бытия, ту же общность людей: и все же теперь они стали другими. Они больше не призваны только к единству и союзу, но также страдают от неутолимости этого единства и союза, который не перестает притягивать мужчину и женщину как раз потому, что они изначально призваны существовать «в общности».

В свете библейского рассказа половой стыд имеет свое глубокое значение, связанное как раз с неудовлетворенным желанием воплотить в «брачном союзе тела» (см. Быт. 2:24) взаимную общность людей.

6. Все это, кажется, с разных сторон подтверждает, что в основании стыда, который ощутил «исторический» человек, лежат три похоти, о чем говорится в первом послании Иоанна 2:16: не только похоть плоти, но также и «похоть очей и гордость житейская». Выражение, относящееся к «господству» («будет господствовать над тобою»), о чем мы читаем в книге Бытия 3:16, не указывает ли на тот последний вид похоти? Власть «над» другим, мужчины над женщиной, не изменяет ли по сути основы общности в межличностных отношениях? Не переносит ли в область этой общности что-то, что делает из человека объект, в определенном смысле вызывающий похоть очей? Вот вопросы, которые возникают при размышлении над словами Бога-Яхве согласно стиху 3:16 книги Бытия. Эти слова, произнесенные практически на пороге человеческой истории после грехопадения, открывают нам не только внешнюю сторону ситуации, в которой оказались мужчина и женщина, но и позволяют нам проникнуть в глубину тайн их сердец.

Источник (ит.): www.careware.it

Перевод: Мария Кедрова

Фото: glassincanada.org