Катехеза 37. Прелюбодеяние с точки зрения Христа: фальсификация признака общности и разрыв союза людей

1. В Нагорной проповеди Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5:17). Чтобы прояснить, в чем состоит это исполнение, Он затем обращается к отдельным заповедям, ссылаясь также на заповедь «Не прелюбодействуй». Целью нашей предыдущей беседы было увидеть, каким образом соответствующее содержание этой заповеди, данной Богом, было затемнено многочисленными компромиссами в частном праве Израиля. Пророки, которые в своем учении часто обличали оставление истинного Бога Яхве народом, сравнивая это с «прелюбодеянием», действительно отмечали такое содержание.

Осия не только словом, но и (как кажется) делом заботится о том, чтобы открыть нам (см. Ос 1:2), что предательство народа похоже на измену супругу, и даже больше, на адюльтер как проституцию: «Иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа» (Ос 1:2). Пророк чувствует в себе это повеление и принимает его как исходящее от Бога-Яхве: «И сказал мне Господь: иди еще, и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую» (Ос 3:1). Действительно, хотя Израиль был так неверен своему Богу, как невеста, которая «ходила за любовниками своими, а меня забывала» (Ос 2:13), все же Яхве не перестает искать свою невесту, не устает ждать, когда она образумится и вернется, подтверждая это ожидание словами и действиями пророка: «И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать меня: «муж мой», и не будешь более звать меня «Ваали»… И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос 2:16, 19-20). Этот горячий призыв к исправлению неверной невесты-жены идет в ногу со следующей угрозой: «Пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих, дабы Я не разоблачил ее донага и не выставил ее, как в день рождения ее» (Ос 2:2-3).

2. Такой образ унизительной наготы при рождении напоминает Израилю-невесте пророк Иезекииль в более широком смысле: «Но ты выброшена была на поле, по презрению к жизни твоей, в день рождения твоего. И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание в кровях твоих, и сказал тебе: «в кровях твоих живи!» Умножил тебя как полевые растения; ты выросла и стала большая, и достигла превосходной красоты: поднялись груди, и волоса у тебя выросли; но ты была нага и непокрыта. И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог – и ты стала Моею… И дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим и на голову твою прекрасный венец. Так украшалась ты золотом и серебром, и одежда твоя была виссон и шелк и узорчатые ткани… И пронеслась по народам слава твоя ради красоты твоей, потому что она была вполне совершенна при том великолепном наряде, который Я возложил на тебя, говорит Господь Бог… Позорила красоту твою и раскидывала ноги твои для всякого мимоходящего, и умножила блудодеяния твои…  Как истомлено должно быть сердце твое, говорит Господь Бог, когда ты все это делала, как необузданная блудница! Когда ты строила себе блудилища при начале всякой дороги и делала себе возвышения на всякой площади, ты была не как блудница, потому что отвергала подарки, но как прелюбодейная жена, принимающая вместо своего мужа чужих» (Иез 16:5-8,12-15, 23, 30-32).

3. Цитата длинная, но этот текст так значителен, что было необходимо воскресить его в памяти. Аналогия между изменой и идолопоклонством выражена здесь особо сильно и исчерпывающе.

Похожий момент между двумя компонентами этого сходства состоит в связи, наполненной любовью. Бог-Яхве по любви заключает союз с Израилем (не по его заслуге) и становится для него, невесты, самым ласковым, заботливым и щедрым женихом и супругом. По любви, которая на заре истории сопровождает избранный народ, Яхве-Жених получает взамен многочисленные предательства: «возвышения», т.е. места для поклонения идолам, в которых совершалось «прелюбодеяние» Израиля-невесты. В проводимом нами анализе главным является понятие прелюбодеяния, которым пользуется Иезекииль. Все же можно сказать, что в совокупности ситуация, в которую включено это понятие (по принципу аналогии), не типична. Здесь говорится не столько о взаимном выборе обрученных, который рождается из взаимной любви, но о выборе невесты (уже начиная с ее рождения), выборе, происходящем из любви жениха, любви, которая со стороны жениха является актом чистого милосердия. Этот выбор вырисовывается именно в таком смысле: он соответствует той части аналогии, которая оценивает союз Яхве с Израилем; но в меньшей степени соответствует второй ее части, которая дает характеристику природе брака.

Конечно, ментальность того времени не была слишком чувствительной — для израильтян брак скорее был результатом одностороннего выбора, часто сделанного родителями — все же подобная ситуация с трудом входит в круг наших представлений.

4. За исключением этой детали нельзя не заметить, что в текстах пророков вновь появляется значение прелюбодеяния, отличное от того, которое восходит к традиции Закона. Прелюбодеяние – грех, потому что способствует разрушению союза мужчины и женщины. В законодательных текстах открывается нарушение права собственности и (в первую очередь) права собственности мужчины в отношении женщины, которая стала его законной женой: одной из многих. В текстах пророков фон фактической легализованной полигамии не искажает этического значения прелюбодеяния. Во многих текстах моногамия появляется как единственная правильная аналогия монотеизма, понятого в категориях завета, т.е. верности и доверия единому истинному Богу-Яхве, Жениху Израиля. Прелюбодеяние – антитеза этой супружеской связи, антиномия брака (даже как института), поскольку моногамный брак осуществляет в себе межличностный союз мужчины и женщины, реализует союз, рожденный от любви и принятый двумя соответствующими сторонами как раз как брак (и, как таковой, признаваемый обществом). Этот род союза между двумя личностями создает основание того единства, ради которого «человек… прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт 2:24). В контексте цитируемого можно сказать, что такое телесное единство – их (обоюдное) «право», но прежде всего это правильный признак общности людей, единства, возникшего между мужчиной и женщиной в качестве супругов. Прелюбодеяние, совершенное одним из них, это не только нарушение этого права, исключительного для другого супруга, но в то же время это полная фальсификация признака общности.

Кажется, что в предсказаниях пророков как раз этот аспект прелюбодеяния находит достаточно ясное выражение.

5. В утверждении, что прелюбодеяние – фальсификация этого признака, который находит не столько свою «нормативность», но, напротив, свою простую внутреннюю правду в браке, т.е. в сожительстве мужчины и женщины, ставших супругами. Итак, в некотором смысле мы снова ссылаемся на основные, ранее сделанные утверждения, считая их главными, самыми важными для теологии тела как с точки зрения антропологии, так и этики.

Прелюбодеяние – «грех плоти». Об этом свидетельствует вся ветхозаветная традиция и это подтверждает Христос. Сравнительный анализ его слов, произнесенных в Нагорной проповеди (см. Мф 5:27-28), как и другие схожие утверждения, содержащиеся в Евангелиях и других отрывках Нового завета, позволяют нам самостоятельно доказать греховность прелюбодеяния. И очевидно, что мы находим доказательство греховности, т.е. нравственного зла, основываясь на принципе сравнения с тем нравственным благом, которым является супружеская верность; тем благом, которое может быть подобающим образом реализовано только при исключительном согласии обеих сторон (т.е. в супружеских отношениях мужчины и женщины). Потребность в таких отношениях свойственна супружеской любви, межличностная структура которой (как мы уже отметили) поддерживается внутренней нормативностью «общности людей». Именно она придает основной смысл завету (как в отношениях мужчины и женщины, так и, по аналогии, в отношениях Яхве с Израилем).

О прелюбодеянии, об его греховности, о нравственном зле, которое оно несет, можно судить на основании принципа сравнения со столь понятным брачным договором.

6. Необходимо иметь ввиду все это, когда мы говорим, что прелюбодеяние – «грех плоти»; здесь «плоть» рассматривается в концептуальной связи со словами 2:24 книги Бытия, где говорится о мужчине и женщине, которые как муж и жена соединяются так тесно, что становятся «одной плотью». Прелюбодеяние – акт, посредством которого мужчина и женщина, не являющиеся мужем и женой, становятся «одной плотью» (т.е. те, кто не являются мужем и женой в моногамном смысле, установленном в начале, вместо казуистического значения ветхозаветного закона). «Грех» плоти может быть установлен только в плане отношений людей. Можно говорить о нравственном добре и зле, учитывая, что эти отношения оправдывает «единство плоти» и придает им или нет признак истинности. В этом случае мы можем осудить прелюбодеяние как грех, в соответствии с объективным содержанием поступка.

Таков смысл, которого придерживается Христос, когда напоминает в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». Христос же не останавливается на такой перспективе проблемы.

Источник (ит.): www.careware.it

Перевод: Мария Кедрова