Катехеза 42. Возникновение нового этического значения через переоценку ценностей

1. Мы подходим к третьей части того, что было сказано Христом в Нагорной проповеди (Мф 5:27-28). В первой части говорилось: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй». Вторая: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением», грамматически связана с третьей: «уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».

Используемый метод разделения того, что сказал Христос, на три «части», которые следуют друг за другом, может показаться искусственным. И все же, когда мы ищем этический смысл всего высказывания в его глобальном смысле, разделение исследуемого нами текста может оказаться полезным при условии, что оно используется не только для разделения, но и для объединения. Именно это мы и собираемся сделать. Каждая из частей имеет свое особое содержание и коннотации; это именно то, что мы хотим подчеркнуть через разделение текста. Но в то же время следует отметить, что каждая часть объясняется в соответствии с другими. Это прежде всего относится к главным семантическим элементам, через которые сказанное становится совокупностью. Вот эти элементы: совершение прелюбодеяния, вожделение, плотское прелюбодеяние, прелюбодеяние в сердце. Было бы особенно сложным установить этическое значение «вожделения» без последнего указанного здесь элемента, т.е. без «прелюбодеяния в сердце». Уже в предыдущем анализе в определенной степени этот элемент был принят во внимание; и все же более полное понимание компонента «прелюбодеяние в сердце» возможно лишь после проведения особого анализа.

2. Как мы уже заметили вначале, нужно установить этический смысл. Высказывание Христа (Мф 5:27-28) берет начало из заповеди: «не прелюбодействуй», чтобы показать, как ее понимать и использовать на практике, чтобы в ней раскрылась «справедливость», которую пожелал Бог Яхве, как Законодатель: чтобы она изобиловала в большей мере, чем это получилось, исходя из интерпретации и казуистики учителей Ветхого завета. Если слова Христа в таком значении ведут к созданию нового этоса (на основании той же заповеди), путь к нему проходит через переоценку ценностей, которые в общем ветхозаветном понимании в приложении к этой заповеди были утрачены.

3. С этой точки зрения также значима формулировка текста стихов 5:27-28 от Матфея. Заповедь «не прелюбодействуй» сформулирована как запрет, который категорично исключает определенное нравственное зло. Известно, что тот же Закон (Декалог), кроме запрета «Не прелюбодействуй» также включает запрет «не желай жены ближнего твоего» (Исх. 20: 14, 17; Втор 5:18, 21). Христос не умаляет один запрет по отношению к другому. Хотя Он говорит о «вожделении», Он стремится к более глубокому прояснению значения «прелюбодейства». Значимо, что, процитировав запрет «не прелюбодействуй», как известный слушателям, далее, в ходе своей речи, Он изменяет стиль и логическую структуру из нормативной в эту повествовательно-утвердительную. Когда Он говорит: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем», Он описывает духовное дело, чья реальность может быть легко понята слушателями. В то же время через описанное и оцененное таким образом дело Он указывает на то, как следует понимать заповедь «не прелюбодействуй» и использовать ее на практике, чтобы она привела к «справедливости», которой жаждет Законодатель.

4. Таким образом мы приблизились к выражению «прелюбодействовал в сердце своем», кажется, ключевому выражению для понимания его точного этического значения. Это выражение в то же время является главным источником для открытия основных ценностей нового этоса: этоса Нагорной проповеди. Как часто бывает в Евангелии, даже здесь мы обнаруживаем некоторый парадокс. Как, действительно, может быть «прелюбодейство» без «совершения прелюбодейства», т.е. без внешнего действия, которое позволяет распознать действие, запрещенное Законом? Мы видели, как выступает казуистика «учителей Закона» в уточнении этой проблемы. Но даже независимо от казуистики кажется очевидным, что прелюбодейство может быть определено «в плоти» (см. Быт 2:24), т.е. когда двое, мужчина и женщина, соединяются так, что становятся одной плотью, не только законные супруги, муж и жена. Тогда какое значение может иметь «прелюбодеяние, совершенное в сердце»? Возможно, это не только метафора, использованная Учителем, чтобы подчеркнуть греховность похоти?

5. Если бы мы допустили подобное семантическое прочтение речи Христа (Мф 5:27-28), нужно было бы серьезно подумать об этических следствиях, которые из нее исходят, т.е. о выводах, касающихся этической правильности поведения. Прелюбодеяние происходит тогда, когда мужчина и женщина, соединившись в одну плоть (см Быт 2:24), т.е. как супруги, не являются законными супругами. Определение прелюбодеяния как греха, совершенного «плотью» напрямую и исключительно связано с «внешним» действием, супружеским сожительством, которое относится к статусу действующих лиц, признаваемому обществом. В обсуждаемом случае этот статус отсутствует и дает право на подобное действие (отсюда, как раз, название: «прелюбодеяние»).

6. Переходя ко второй части речи Христа (т.е. к той, в которой начинает выступать новый этос), необходимо понять выражение: «кто смотрит на женщину с вожделением» исключительно в отношении людей в соответствии с их гражданским статусом, т.е. признанным обществом, являются они супругами или нет. Тут возникает все больше вопросов. Поскольку не может вызвать сомнений тот факт, что Христос указывает на греховность духовного действия похоти, выраженной через взгляд, который обращен к каждой женщине, не являющейся женой того, кто смотрит на нее таким образом, следовательно, мы можем и даже должны спросить себя: допускает ли и одобряет ли Христос этими же словами подобный взгляд, такое духовное действие похоти, обращенное к женщине, являющейся женой мужчины, который так смотрит на нее. В пользу утвердительного ответа на такой вопрос, кажется, есть следующее логическое условие (в обсуждаемом случае): «прелюбодеяние в сердце» может совершить лишь мужчина, являющийся потенциальным субъектом «прелюбодеяния в плоти». Т.к. этот субъект не может быть мужчиной-супругом в отношении собственной законной жены, значит, «прелюбодеяние в сердце» не может его касаться, но может вменяться любому другому мужчине. Если он является супругом, он не может совершить его в отношении собственной жены. Только он имеет исключительное право «вожделеть» и «смотреть с вожделением» на женщину, являющуюся его женой, и никогда нельзя сказать, что по причине подобного духовного действия он заслуживает обвинения в «прелюбодеянии, совершенном в сердце». Если на основании брака он имеет право «соединяться со своей женой» так, что «двое будут одна плоть», это действие никогда не может быть названо «прелюбодеянием»; аналогично не может быть названо «прелюбодеянием, совершенным в сердце» духовное «вожделение», о котором говорится в Нагорной проповеди.

7. Подобная интерпретация слов Христа из Евангелия от Матфея 5:27-28, кажется, соответствует логике Декалога, в котором, кроме заповеди «не прелюбодействуй» (VI), присутствует также заповедь «не желай жены ближнего твоего» (IX). К тому же вывод, сделанный в ее подтверждение, имеет характер объективной точности и правильности.

Однако остается очень сомнительным: учитывает ли этот вывод все аспекты откровения, которые должны быть приняты во внимание не только в плане теологии тела, а прежде всего, когда мы хотим понять слова Христа. Ранее мы уже видели каков «особый вес» этого выражения, насколько богаты антропологические и теологические выводы единственной фразы, в которой Христос ссылается на «начало» (см. Мф 19:8). Антропологические и теологические выводы, сделанные на основе высказывания из Нагорной проповеди, в которой Христос обращается к сердцу человека, придают даже самому высказыванию собственный «особый вес» и в то же время устанавливают его связь с совокупностью евангельского учения. Поэтому мы должны допустить, что предложенная ранее интерпретация требует некоторого расширения и даже углубления. Мы должны помнить, что призыв к человеческому сердцу, выраженный, возможно, парадоксальным образом (см. Мф 5:27-28), исходит от Того, кто «знал, что в человеке» (Ин 2:25). И если Его слова подтверждают заповеди Декалога (не только шестую, но также и девятую), в то же время они выражают то знание о человеке, которое мы обнаружили в другом месте. Это позволяет нам соединить знание о человеческой греховности с перспективой «искупления тела» (см. Рим 8:23). Как раз подобное «знание» стоит в основе нового этоса, который обнаруживается в словах Нагорной проповеди.

Беря во внимание все это, мы заключаем, что, как в понимании «прелюбодеяния плоти» Христос подвергает критике ошибочную интерпретацию и однобокое понимание прелюбодеяния, которое проистекает из несостоявшегося соблюдения моногамии (т.е. брака, понимаемого как долговечного союза людей), так и в понимании «прелюбодеяния в сердце» Христос принимает во внимание не только действительный юридический статус мужчины и женщины в обсуждаемом случае. Христос заставляет нравственную оценку «вожделения» зависеть главным образом от личного статуса мужчины и женщины; это важно, как когда речь идет о неженатых, так и (и, возможно, даже больше) когда они являются супругами, женой и мужем. Нам необходимо завершить анализ слов Нагорной проповеди с этой точки зрения, что мы и сделаем в следующий раз.

Источник (ит.): www.careware.it

Перевод: Мария Кедрова