Катехеза 43. Психологическая и теологическая интерпретация понятия «вожделение»

1. Сегодня я хочу завершить анализ слов, произнесенных Христом в Нагорной проповеди, о «прелюбодеянии» и «вожделении», а особенно – слов из последней части проповеди, в которой дается характеристика «смотрения с вожделением» и «прелюбодеяния в сердце».

Мы уже установили, что вышеупомянутые слова обычно понимаются как вожделение по отношению к чужой жене (т.е. в духе 9-й заповеди Декалога). Однако подобная ограниченная интерпретация может и должна быть расширена при всестороннем подходе. Кажется, нравственная оценка вожделения («кто смотрит с вожделением»), которое Христос называет «прелюбодеянием в сердце своем», прежде всего зависит от собственного достоинства человека, мужчины или женщины; это относится как к тем, кто не состоят в браке, так и к тем (и, возможно, даже в большей степени), кто являются мужем и женой.

2. Анализ, которому мы подвергли сказанное в стихах 5:27-28 Евангелия от Матфея: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем», указывает на необходимость расширить и прежде всего углубить ранее представленную интерпретацию в соответствии с тем этическим смыслом, который содержат произнесенные слова. Мы остановимся на ситуации, описанной Учителем, ситуации, в которой тот, кто «прелюбодействует в сердце» через духовную похоть (выраженную взглядом), является мужчиной. Показательно, что Христос, говоря об объекте подобного поступка, не подчеркивает то, что это «жена ближнего» и что женщина не является его женой, но Он говорит в общем: женщина. Прелюбодеяние, совершаемое «в сердце», не ограничивается межличностными отношениями, в которых прелюбодеяние совершается «плотью». Не таковы границы понимания особенностей и сущности прелюбодеяния, совершаемого «в сердце», но сама природа вожделения выражается в данном случае через взгляд мужчины, т.е. таким образом, который Христос в своем примере называет «смотрением с вожделением». Прелюбодеяние «в сердце» совершается не только потому, что мужчина так «смотрит» на женщину, не являющуюся его женой, но как раз потому, что смотрит на какую-то женщину. Даже если бы он смотрел так на свою жену, он все равно прелюбодействовал бы «в сердце».

3. Похоже, что такая интерпретация лучше учитывает то, что в совокупности настоящего анализа было сказано о похоти, и прежде всего о похоти плоти, которая является постоянным элементом человеческой греховности (состояние падшей природы, status naturae lapsae). Похоть, которая как духовное действие, возникает на этой основе (как мы постарались показать в предыдущем анализе), меняет саму интенциональность существования женщины «для» мужчины, сводя богатство вечного призыва к общности людей, богатство привлекательности мужского и женского начал к удовлетворению сексуальных «потребностей» плоти (чему, кажется, больше подходит понятие «инстинкта»). Подобная редукция так влияет на человека (в данном случае – женщину), что он становится для другого человека (мужчины) прежде всего объектом потенциального удовлетворения собственной сексуальной «потребности». Так искажается взаимное влечение, утрачивая характер общности людей в пользу утилитаристской функции. Мужчина, который так «смотрит», как об этом пишет ап. Матфей в стихах 5:27-28, «пользуется» женщиной, ее женственностью, чтобы удовлетворить собственный «инстинкт».

Хотя он не делает этого внешне, уже в его душе возникло подобное отношение, когда он так подумал о какой-то определенной женщине. В этом как раз и состоит прелюбодеяние, «совершенное в сердце». Такое прелюбодеяние «в сердце» мужчина может совершить даже в отношении собственной жены, если он обходится с ней только как с объектом удовлетворения инстинкта.

4. Нельзя приблизиться ко второму способу интерпретации стихов Евангелия от Матфея 5:27-28, если мы ограничимся чисто психологическим истолкованием значения похоти, не принимая во внимание то, в чем заключается ее особый теологический характер, т.е. органическая взаимосвязь похоти (как действия) и похоти плоти как постоянной склонности, которая берет свое начало в греховности человека. Кажется, что чисто психологическое истолкование (или же «сексологическое») «похоти» не дает достаточно оснований для понимания текста Нагорной проповеди. Если же мы обратимся к теологической интерпретации, не оставляя без внимания то, что в первом истолковании (психологическом) остается неизменным, то она, вторая интерпретация (теологическая), покажется нам более полной. Действительно, благодаря ей становится понятнее в том числе этическое значение ключевых положений Нагорной проповеди, которой мы обязаны соответствующим значением этоса Евангелия.

5. Описывая это значение, Христос остается верен Закону: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5:17). И как следствие Он показывает, насколько необходимо углубиться, насколько глубоко необходимо раскрыть тайники человеческого сердца, чтобы это сердце смогло стать местом «исполнения» Закона. Высказывание, приведенное в стихах 5:27-28 от Матфея, выражает духовную перспективу прелюбодеяния, совершенного «в сердце», и в этой перспективе указывает на верный путь для исполнения заповеди «Не прелюбодействуй», которая является его единственным содержанием. Это высказывание (Мф 5:27-28), действительно, относится к сфере, в которой речь идет об особом способе сохранения «чистоты сердца» (ср. Мф 5:8) (как известно, это выражение имеет в Библии широкий смысл). Также и в других местах, как мы сможем увидеть, заповедь «Не прелюбодействуй», и по своей форме, и по содержанию, является однозначным и строгим запретом (как и заповедь «Не желай жены ближнего твоего» (Исх 20:17)) и исполняется как раз через «чистоту сердца». О строгости и силе запрета косвенно свидетельствуют следующие слова Нагорной проповеди, в которых Христос иносказательно говорит о «вырывании глаза» и «отсечении руки», когда эти части тела являются причиной греха (см. Мф 5:29-30).

Ранее мы установили, что свод законов Ветхого завета, даже изобилуя строгими наказаниями, все же не способствовал «исполнению закона», потому что его казуистика отличалась многочисленными компромиссами с похотью плоти. Христос же учит тому, что заповедь исполняется через «чистоту сердца», которая достается человеку ценой стойкости в отношении всего того, что связано с похотью плоти. «Чистоту сердца» приобретает тот, кто умеет последовательно выдвигать требования своему «сердцу»: своему «сердцу» и «плоти».

6. Заповедь «Не прелюбодействуй» находит свое истинное обоснование в нерасторжимости брака, в котором мужчина и женщина в силу первоначального замысла Творца соединяются так, что «будут два одна плоть» (см. Быт 2:24). Прелюбодеяние по своей сути противоположно такому единству в том значении, в котором это единство соответствует достоинству людей. Христос не только подтверждает это сущностное этическое значение заповеди, но старается закрепить его в глубине человеческой души. Обновление этоса всегда связано с откровением об этой глубине, которая зовется «сердцем», и с ее освобождением от «похоти» так, чтобы в этом сердце еще сильнее воссиял человек, мужчина и женщина, во всей духовной истине взаимности. Освобожденный от принуждения и умаления души, которые приносит с собой похоть плоти, человек, мужчина и женщина, вновь оказывается свободным для свободной взаимной самоотдачи, являющейся условием любого сожительства в истине, и особенно – к свободной взаимной самоотдаче, поскольку оба, мужчина и женщина, должны составить священный союз, угодный, как говорится об этом в Бытии 2:24, самому Богу.

7. Очевидно, что требование, которое Христос в Нагорной проповеди выдвигает своим реальным и потенциальным слушателям, относится к духовной сфере, в которой человек, именно тот, который Его слушает, должен обнаружить утраченную полноту своей человеческой природы и захотеть обрести ее вновь. В стихах 5:27-28 Евангелия от Матфея Учитель настаивает на этой полноте во взаимоотношениях людей, мужчины и женщины, прежде всего имея в виду нерасторжимость брака, но также любую форму сожительства мужчин и женщин; сожительства, в котором и заключается чистая и простая суть бытия. По своей природе человеческая жизнь представляет собой «совместное обучение», а ее достоинство и равновесие в каждый момент жизни и в любой географической точке зависят от «того», кем будет она для него, а он для нее.

Слова, произнесенные Христом в Нагорной проповеди, несомненно, имеют такое универсальное, но вместе с тем глубокое значение. Только таким образом могут быть поняты эти слова, произнесенные Тем, кто «Сам знал, что в человеке» (Ин 2:25) и кто в то же время нес в себе тайну «искупления тела» по выражению апостола Павла. Должны ли мы бояться строгости этих слов или скорее верить в их спасительный смысл, в их силу? В любом случае, проведенный анализ слов, которые произнес Христос в Нагорной проповеди, открывает нам путь к дальнейшим необходимым размышлениям, чтобы обрести полное знание об «историческом» человеке, а прежде всего – о современном человеке, о его самосознании и его «сердце».

Источник (ит.): www.careware.it

Перевод: Мария Кедрова