Катехеза31. Три похоти ограничивают значение тела в браке

1. Анализ, осуществленный нами во время предыдущей беседы, был сосредоточен вокруг следующих слов из книги Бытия 3:16, с которыми Бог-Яхве обратился к первой женщине после грехопадения: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт 3:16). Мы пришли к заключению, что эти слова содержат подходящее объяснение и глубокую интерпретацию первоначального стыда (см. Быт 3:7), ставшего частью мужчины и женщины так же, как и вожделение. Объяснение этому стыду не следует искать в самом теле, соматической сексуальности обоих; она восходит к более глубоким изменениям, произошедшим в человеческой душе. Именно душа особым образом осознает свою ненасытность в союзе мужчины и женщины. Подобное самосознание, если можно так выразиться, винит в этом тело, отнимая у него простоту и чистоту значения, связанного с изначальной невинностью человека. В отношении такого самосознания стыд – вторичный опыт: если, с одной стороны, он раскрывает момент вожделения, в то же время он может оберегать от последствий трех похотей. Можно даже сказать, что через стыд мужчина и женщина почти что остаются в состоянии изначальной невинности.

Действительно, они постоянно осознают значение тела в браке и стремятся, так сказать, защищать его от похоти так же, как стараются сохранить значение общности, иначе говоря, союза людей в «единстве тел».

2. В Бытии 2:24 тактично, но ясно говорится «союзе тел» в смысле подлинного союза людей: «Человек… прилепится к жене своей; и будут два одна плоть»; и из контекста выходит, что этот союз происходит из выбора, так как мужчина «покидает» отца и мать, чтобы соединиться с женой. Подобный союз людей позволяет им стать «одной плотью». Отходя от этого «сакраментального» выражения, соответствующего общности людей, мужчины и женщины, в их изначальном призыве к брачному союзу, мы можем лучше понять мысль, выраженную в стихе 3:16 книги Бытия. Мы можем установить и почти что восстановить в чем состоит нарушение, даже особое искажение изначальных взаимоотношений в общности, на что намекают «сакраментальные» слова стиха 2:24 книги Бытия.

3. Следовательно, углубляясь в смысл стиха 3:16 книги Бытия, можно сказать, что в то время, как, с одной стороны, «тело», входящее в состав субъекта, не перестает вызывать желания, касающиеся союза людей как раз по причине их мужской и женской природы («к мужу твоему влечение твое»), с другой стороны, в то же время похоть по-своему направляет эти желания; это подтверждается фразой: «Он будет господствовать над тобою». Однако похоть плоти направляет такие желания к плотским удовольствиям, часто за счет подлинной и полноценной общности людей. В этом смысле необходимо обратить внимание на способ, каким расставлены семантические акценты в стихах 3 главы книги Бытия; действительно, будучи разбросанными они раскрывают внутреннюю логику. Мужчина – тот, кто, кажется, особенно сильно стыдится собственного тела: «Убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт 3:10); эти слова подчеркивают истинно метафизический характер стыда. В то же время мужчина – тот, для кого стыд, объединенный с вожделением, послужит стимулом к «господству» над женщиной («он будет господствовать»).

Впоследствии опыт такого господства проявится как раз в женщине, как неутолимое желание иного союза. От момента, когда мужчина «господствует» над ней до общности людей (духовное единство взаимно субъектов, способных к самоотдаче) возникают иные взаимоотношения, т.е. отношения обладания другим как объектом вожделения. Если такой импульс преобладает со стороны мужчины, инстинкты, которые женщина обращает к нему (согласно стиху 3:16 книги Бытия) могут принять (и принимают) аналогичный характер. И возможно иногда они опережают «желания» мужчины, или даже имеют склонность вызвать его желание.

4. Текст стиха 3:16 книги Бытия особым образом указывает на мужчину как того, кто «вожделеет», аналогично тексту стихов 5:27-28 от Матфея, который содержит отправную точку нынешних размышлений; тем не менее, что мужчина, что женщина стали субъектом похоти. Поэтому на их долю выпадает стыд, который глубоко затрагивает духовную составляющую личности как мужчины, так и женщины, даже если это происходит по-разному. То, что мы узнаем из 3 главы книги Бытия, позволяет нам лишь отметить эту двойственность, но даже намеки уже очень значительны. Добавим, что, говоря о столь архаичном тексте, мы замечаем его красноречие и силу.

5. Отсюда соответствующий анализ 3 главы книги Бытия приводит нас к заключению, согласно которому три похоти, включая похоть плоти, ограничивают значение самого тела в брачном союзе, членами которого были мужчина и женщина в состоянии изначальной невинности. Когда мы говорим о значении тела, мы прежде всего ссылаемся на полноту самосознания человека, но также прилагаем любой реальный опыт тела в его мужественности и женственности и, в любом случае, постоянную склонность к такому опыту. «Значение» тела – не только что-то концептуальное. На это мы обратили достаточно внимания в предыдущих размышлениях. «Значение тела» — одновременно то, что определяет поведение: это способ жизни в теле. Это мера, которую духовный человек, т.е. то «сердце», о котором говорит Христос в Нагорной проповеди, применяет к человеческому телу, что касается его мужской/женской природы (а значит, что касается его сексуальности).

Это «значение» не изменяет реальности само по себе, того, чем является человеческое тело, и не перестает присутствовать в его сексуальности, независимо от состояния нашего сознания и нашего опыта. И все же такое чисто объективное значение тела и пола вне системы настоящих конкретных межличностных отношений между мужчиной и женщиной – определенно «исторический» смысл.

Мы же в настоящем анализе, в соответствии с библейскими источниками, учитываем историчность человека (даже ввиду того, что мы двигаемся от его теологической предыстории). Очевидно, речь здесь идет о духовной сфере, которая ускользает от внешних критериев историчности, но которая все же может считается «исторической».

Более того, она как раз лежит в основе всех фактов, которые составляют человеческую историю (даже история греха и спасения) и так раскрывают глубину и само основание его историчности.

6. Когда в этом обширном контексте мы говорим о похоти как об ограничении, надломе или прямо-таки искажении значения тела в браке, мы прежде всего возвращаемся к предыдущему анализу, который касался состояния изначальной невинности, т.е. теологической предыстории человека. В то же время мы помним о мере, которую «исторический» человек (со своим «сердцем») применяет к собственному телу в соответствии с мужской/женской природой.

Эта мера не является чем-то исключительно концептуальным: это то, что определяет поведение и в общем и целом разрешает образ жизни тела.

Конечно, на это ссылается Христос в Нагорной проповеди. Здесь мы пытаемся приблизить слова стихов 5:27-28 Евангелия от Матфея к тому, что происходило на пороге теологической истории человека, учитывая их затем уже в контексте 3 главы книги Бытия. Похоть как ограничение, надлом или прямое искажение значения тела в браке может быть проверена особенно ясным образом (несмотря на лаконичность библейского рассказа) на двух прародителях, Адаме и Еве; благодаря им мы смогли понять значение тела в браке и вновь открыть в чем она состоит как мера человеческого «сердца» так, чтобы сформировать изначальную форму общности людей. Если в их личном опыте (который нам позволяет проследить библейский текст) эта изначальная форма понесла урон и искажение (как мы постарались показать это в анализе, посвященном стыду), также и значение тела в браке, которое в положении изначальной невинности содержало меру сердца обоих, мужчины и женщины, должно было претерпеть искажения. Если нам удастся восстановить, в чем состояло искажение, мы обретем ответ на наш вопрос: т.е. в чем состояла похоть плоти и в чем заключалась ее теологическая, а вместе с тем и антропологическая особенность. Кажется, теологически и антропологически подходящий ответ, важный для того, что касается значения слов Христа в Нагорной проповеди, может уже быть обнаружен из контекста книги Бытия и всего рассказа о сотворении, который прежде позволил нам прояснить значение человеческого тела в браке.

Источник (ит.): www.careware.it

Перевод: Мария Кедрова

Изображение: www.zeno.org