«Страшный суд» Пьетро Каваллини

Когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей,
сядете и вы на двенадцати престолах
судить двенадцать колен Израилевых.
(Мф 19:28)

Творческое наследие Пьетро Каваллини (1240 — 1330), мастера эпохи Проторенессанса, нельзя назвать многочисленным, но оно занимает важное место в истории живописи, поскольку определяет собой переход от условного византийского искусства к реалистическому искусству эпохи Возрождения.

О жизни Пьетро Каваллини известно очень мало. Можно лишь по некоторым косвенным данным утверждать, что он родился и жил в Риме. По крайней мере, художник сам подписывал свои работы «pictorromanus» («римский живописец»). Годы его жизни обозначены весьма условно. Но можно предположить, что прожил он до глубокой старости. Его родственник Джованни Каваллини писал, что умер художник, когда ему было едва ли не 100 лет. Пьетро Каваллини вел такую благочестивую жизнь, что его даже почитали святым. Вазари в «Жизнеописаниях знаменитых живописцев» отмечал: «Его рукой выполнено Распятие, находящееся в церкви Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, то самое, которое, как говорят, и чему следует верить, заговорило со святой Бригиттой в 1370 году».

Работал Пьетро Каваллини в Риме и Неаполе. Делал мозаики и писал фрески. Известны его мозаичные работы в римской церкви Санта-Мария-ин-Трастевере, фрески церкви Санта-Мария-ин-Арачели (Рим), а также фрески из капеллы Бранкаччо неаполитанской церкви Сан-Доменико Маджоре. К сожалению, утрачены при пожаре 1823 года росписи собора Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, которые считаются первыми работами художника, осуществленными им в 1270-е годы.

Вершиной же его творчества, без сомнения, является фреска «Страшный суд» из римской церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере, написанная в 1293 году. Монументальная фреска размером 3×4 метра, дошедшая до нас, к сожалению, с большими утратами, располагается на стене напротив алтаря.

Пьетро Каваллини. Страшный суд. Фреска. 1293. Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере
Пьетро Каваллини. Страшный суд. Фреска. 1293. Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере

В центре всей композиции — изображение Христа, восседающего на троне, окруженного сиянием. Изображение Христа в мандорле свойственно иконографии Второго Пришествия и символизирует славу Господню. Видны следы мученичества на Его теле: раны от гвоздей на руках и ногах, кровоточащая рана в боку. Внизу изображены крест, копье, гвозди, как символы мученичества, напоминающих о страданиях Христа, вернувшегося судить человечество. Его окружают 8 серафимов. Внизу ангелы трубят в трубы, возвещая Судный день.

Пьетро Каваллини. Страшный суд. Трубящие ангелы. Фреска. 1293. Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере

По сторонам от фигуры Христа — предстоящие Дева Мария, Иоанн Креститель и восседающие 12 апостолов.

Композиция фрески иконографична, и в ней Каваллини в целом не отходит от византийских канонов. Но, вглядитесь, в сами изображения. Насколько они отличаются от плоскостных, фронтальных и декоративных византийских фресок и мозаик. Созданные Каваллини образы характеризуются материальной осязаемостью, объемностью пластической формы. Отойдя от условной византийской манеры живописи, римский мастер конца XIII века придает религиозным образам земной, близкий к реальной жизни характер. В византийской живописи изображение святого — это символ. У Каваллини — это образ, занимающий определенное место в пространстве. В византийском искусстве не стояла задача пластически-пространственного решения композиции. Каваллини же делает попытку передачи трехмерного пространства. Благодаря светотеневой моделировке, тонким цветовым переходам создается ощущение объемности фигур, глубины. Каваллини одним из первых начал вводить в живопись технику кьяроскуро — особую манеру письма с противопоставлением ярко освещенных и затемненных участков. А также стал использовать оттенки цвета в формировании объема. Вместо застывших складок одежды — струящиеся драпировки, линии которых не повторяются, а меняются в зависимости от позы персонажей. Вместо декоративности и ярких цветовых контрастов — нежные лилово-розовые, оливково-зеленые, голубовато-серые оттенки. Это что-то потрясающее!

Лица изображенных фигур имеют индивидуальные особенности. Конечно, еще нельзя говорить о психологизме. Однако в выражениях лиц появляется определенный характер, эмоциональность. Обратите внимание на образ Иоанна Крестителя. В смятении он смотрит на Христа, сдвинув брови и наморщив лоб. С благоговейным умиротворением взирает на Христа Святая Мария.

«Страшный суд» Пьетро Каваллини — подлинный шедевр живописи эпохи Проторенессанса. Монументальная фреска, характеризующаяся величественностью форм и в то же время естественностью пропорций, попытками построения трехмерного пространства на плоскости, передачей объемности и материальности фигур за счет характерных мазков, оттенков цвета и светотени, свидетельствует о появлении принципиально нового реалистического направления в искусстве того времени, предвосхитившего достижения эпохи Возрождения. Каваллини едва ли не первым из мастеров искусства Проторенессанса вырвался из плена средневековой византийской схемы. Считается, что его творчество оказало непосредственное влияние на флорентийца Джотто, который унаследовал реалистический язык римского мастера, его понимание пространства и формы.