В эпоху великих географических открытий испанские короли Фердинанд и Изабелла, вошедшие в историю под именем «Католических королей», главной целью великих путешествий своего времени провозгласили обращение народов в христианство. Конечно, большая часть участников великих походов того времени имела совершенно другие цели — от удовлетворения любопытства и жажды приключений, до стремления достичь как можно быстрее большего богатства. Но вместе с искателями приключений, славы и богатства на новый континент приехали и священники, люди, которые готовы были трудиться и рисковать, а может быть и погибнуть ради того, чтобы принести Благую Весть народам, ещё не знавшим Христа. Под влиянием священства принимаются законы, ограничивающие эксплуатацию местного населения, в том числе закон от 27 декабря 1512 года, запрещающий обращать индейцев в рабство. Но новые земли испанской короны требуют рабочих рук, а большая часть приезжих завоевателей не собирается работать самостоятельно, поэтому вместо рабов-индейцев на новый континент начинают привозить рабов из Африки.
Спустя 70 лет после того, как по распоряжению короля Фердинанда были куплены первые 250 чёрных рабов для работы на территории Новой Испании, в Каталонии в местечке Верду, расположенном в 54 милях от Барселоны, в семье зажиточных земледельцев родился мальчик, получивший при крещении имя Педро — Пётр, будущий апостол африканцев. Родители, люди глубоко верующие, с самого раннего возраста учили мальчика жить так, чтобы ничто никогда не могло встать между ним и Богом.
Шестнадцати лет Пётр Клавер поступил в Барселонский университет, где изучал свободные искусства, проявляя прекрасные способности. В 1602 г. он был принят в иезуитский колледж Монте Сион в Пальма де Майорка, где также был одним из лучших учеников. На следующий день после первых обетов он записал в своей тетради: «Я хотел бы служить Богу как раб». Решение отправиться в Новый Свет было принято им под влиянием Альфонсо Родригеса — будущего святого, служившего привратником в колледже. Этот удивительный человек, в юности учившийся у иезуитов и мечтавший о священстве, после смерти отца вынужден был вернуться в мир, чтобы заботиться о семье и заниматься делами семейного предприятия. Потеряв при трагических обстоятельствах жену и двух сыновей, он вернулся к иезуитам, но посчитал себя слишком старым, чтобы вновь учиться — ему было уже за тридцать — и стал привратником. У него всегда находилось доброе слово, совет и молитва для всех воспитанников колледжа, и именно он посоветовал юному Петру Клаверу ехать «в Индии» на миссию, предсказывая, что там он найдёт тех, кому окажется необходим.
В апреле 1610 года тридцатилетний иезуит взошёл на борт галеона «Дон Педро», следующего в Картахену, город на территории нынешней Колумбии, центр торговли «золотого треугольника», в котором одним из самых доходных товаров были рабы из Африки. Некоторое время Клавер служил в Санта Фе и Тунхе, затем, после рукоположения в 1616 году, вернулся в Картахену, где начал трудиться с о. Сандовалем, автором книги «Спасение и катехизация негров». В то время немногие считали африканских рабов людьми, обладающими бессмертной душой и любимыми Богом не менее своих белых собратьев. Конечно, такая точка зрения была очень выгодна рабовладельцам. Положение африканцев в Новом Свете было ужасным. Не менее трети из них не доживали до конца путешествия из-за плохих условий транспортировки. На плантациях, куда они попадали, их ожидали голод, изнурительный труд, болезни и скорая смерть. Вместе с о. Сандовалем о. Клавер начал работать в порту Картахены, на невольничьих рынках Санто Доминго и Санта Клары. 3 апреля 1622 года, на следующий день после принесения обетов, о. Петр записал в своём дневнике «Пётр Клавер, раб рабов навсегда» и это стало жизненным девизом и смыслом его будущей жизни в Новом Свете.
Он встречал корабли со своими будущими духовными детьми в порту, принося им одеяла, фрукты, лекарства для оказания первой помощи. На первых порах его сопровождали переводчики (пленные африканцы принадлежали к разным племенам и этническим группам и говорили на разных языках), но потом он выучил многие африканские языки и диалекты. Брат Николай, бывший его спутником и помощником долгие годы, вспоминал, что много раз они отправлялись навещать больных и умирающих в подземельях невольничьих рынков, куда немногие решались войти из-за зловония и страха перед заразой. О. Пётр, не показывая ни малейшего страха или брезгливости, лечил, кормил, крестил, исповедовал и причащал в этом аду. Однажды они пришли к маленькой рабыне, умиравшей от оспы. Едва вдохнув заражённый миазмами воздух помещения, брат Николай упал в обморок, а тем временем о. Петр дал девочке распятие и, промыв её язвы, стал молиться над ней. Девочка выздоровела.
У него никогда не хватало времени, чтобы свидетельствовать почтение рабовладельцам или навещать их, но всегда хватало времени и сил для проповеди рабам. Для обучения основам веры он использовал наглядные пособия и рисунки, помогало также знание африканских языков. Уроки катехизиса продолжались по 8 часов ежедневно. За сорок лет служения о. Пётр Клавер обратил в христианство 300000 рабов. Намного опережая своё время, он стремился к преодолению расовых предрассудков и, если не к отмене рабства, то к пробуждению совести и сострадания в сердцах рабовладельцев.
Последние четыре года жизни о. Петра Клавера были мучительны, его здоровье становилось всё хуже и, наконец, он уже не мог ни одеваться, ни есть самостоятельно. 8 сентября 1654 г. рабы Картахены осиротели — их отец, друг и наставник умер.
Отец Пётр Клавер был провозглашён святым 15 января 1888 года в один день с Альфонсо Родригесом, некогда указавшим ему путь в Новый Свет. Папа Лев XII, канонизировавший о. Петра и провозгласивший его покровителем миссий среди африканцев, сказал о нём: «Ни одна жизнь, кроме жизни нашего Господа, не потрясла меня так, как жизнь этого великого апостола».
Анна Кудрик
Читать полностью: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве