Международный молитвенный конгресс в защиту жизни прошел в Новогрудке

Это уже третий ежегодный конгресс, который собирается в начале ноября в старинном городе на западе Беларуси. И второй год подряд в нем принимают участие католики из России. Наш колумнист Евгений Розенблюм вернулся с конгресса и рассказывает о его разнообразной программе, о многочисленных проектах фонда «Открытые сердца» в Беларуси, и размышляет о взгляде господствующей культуры на семью и достоинство жизни.

Конгресс защитников жизни в Новогрудке – это почти три дня, наполненных молитвой и лекциями. Написав предыдущую фразу, я немедленно потянулся ее стереть, подумав, что она создает впечатление скуки. Напротив, вот уже второй год подряд эти несколько ноябрьских дней оказываются для меня одними из самых интересных в году. Организаторы конгресса из белорусского фонда «Открытые сердца» заботятся о том, чтобы программа гармонично сочетала в себе духовную и образовательную составляющие с элементами братского общения.

Начавшись в пятницу с вечерней Мессы, конгресс длится до обеда понедельника. Участники размещаются в трехэтажном реколлекционном доме при приходе св. Архангела Михаила. Когда-то этот храм принадлежал доминиканцам, а в здании, где мы жили, располагалась доминиканская школа, самым известным учеником которой был Адам Мицкевич.

В программу конгресса входят ежедневные Мессы, молитва розарием и венчиком Божьему милосердию о покаянии за грехи против жизни и семьи, Адорация и занимающее всю первую половину субботы пешее паломничество из Новогрудка во Вселюб, где находится Санктуарий Богоматери Новой Жизни. За несколько часов паломники проходят 14 километров, в конце которых кустод Санктуария о. Виталий Цыбульский встречает их пищей телесной и духовной: сперва обедом, а затем первой содержательной лекцией в программе конгресса. В этом году темой лекции о. Виталия было «Духовное материнство».

В субботу после обеда, в воскресенье и в понедельник до обеда проходит еще несколько лекций и круглых столов, которые ведут священники и миряне, специалисты в самых разных сферах: психологи, гинекологи, богословы, педагоги. Перечислю названия лекций этого года, чтобы показать, насколько они были содержательны и разнообразны: в субботу после обеда состоялись лекции «Библия и рыцарство как направления воспитания» (лектор – доктор богословия и отец пятерых детей Владислав Волохович, директор фонда «Открытые сердца» и главный организатор конгресса), «Связь абортов и контрацепции с ростом количества потерь беременности» (лектор – акушер-гинеколог Ольга Нестерова). В воскресенье и понедельник состоялись лекции на темы: «Слово и цифра. Угрозы цифровизации», «Комплексное сексуальное воспитание. Границы стыда», «Защита жизни и воспитание подростков на базе прихода», «Христианское воспитание детей к семейной жизни», «Феномен прощения в ситуации пренатальной потери», «Отцовство – удивительный дар Бога».

Кроме того, на конгрессе уже второй год подряд проходила презентация новинок российского издательства «Тропа», директором которого я являюсь. В этом году я представил книгу американского врача Бернарда Натансона «Рука Божья».

На конгресс съезжаются молодые прихожане, которым еще только предстоит или создать семью, или избрать посвященную жизнь; съезжаются семьи с детьми всех возрастов – от младенцев до подростков, так что реколлекционный дом в эти три дня наполнен детскими голосами и топотом, что совершенно не мешает ни молитве, ни занятиям, а даже наоборот – наполняет всю работу конгресса дополнительным ароматом жизни; приезжают прихожане в возрасте, чьи дети уже выросли; и несмотря на то, что первая неделя ноября во всех католических приходах – время молитв за усопших, находят время, чтобы приехать хотя бы на часть работы конгресса священники из разных концов Беларуси. И, наконец, как сказал Владислав Волохович, «присутствие епископов на мероприятиях защитников жизни – большая редкость и большая благодать». В этом году на конгресс приезжали целых два епископа: митрополит Минско-Могилевский Иосиф Станевский и епископ Витебский Олег Буткевич.

Помимо лекций и молитвы, в программу конгресса входит обмен личными свидетельствами или опытом, связанным с воспитанием детей. А послушать сотрудников и волонтеров фонда «Открытые сердца» очень даже есть, о чем. Их деятельность очень разнообразна, как разнообразна и тема защиты жизни. Они молятся в абортариях, консультируют женщин, стоящих перед выбором между абортом и рождением ребенка, проводят реколлекции «Виноградник Рахили» для тех, кто живет с травмой аборта, выступают в католических приходах по всей Беларуси и проводят занятия для далеких от Церкви подростков, в том числе – с трудной судьбой. А еще они учат католических супругов методам распознавания плодности и даже… проводят балы, чтобы современные юноши и девушки могли при помощи старинных танцев научиться достойному мужскому и женскому поведению и отношениям с противоположным полом.

Неискушенному взгляду может показаться: «Где балы и где защита жизни?», но, на самом деле, связь эта существует. Рождение ребенка, как и его убийство во чреве матери, никогда не «повисают в воздухе». Они всегда связаны с тем, какой опыт получили его родители в собственном детстве, как они привыкли взаимодействовать друг с другом и вообще с представителями противоположного пола, как они видят роль мужчины и женщины.

Наверное, всякая девушка, даже если не признается себе в этом, в глубине души хочет встретить и полюбить мужчину, который будет защитником для нее и для их общих детей. Но верит ли она, что это возможно, или жизненный опыт учит ее совсем другому? И понимает ли, чего от нее потребует замужество и материнство? Готова ли к ним? А самое главное: многие ли юноши понимают, что именно в роли защитника – подлинное достоинство и миссия мужчины? Готовы ли они исполнить эту миссию? Желают ли стать мужьями и отцами? Согласны ли принять ответственность и устремиться к трудному счастью семейной жизни?

К сожалению, в современном обществе господствует культура, которая учит совсем другому, поощряет совсем другое поведение. В некотором смысле, чтобы создать и сохранить на всю жизнь семью, родить в ней детей, в наши дни приходится плыть против течения. Святой Папа Иоанн Павел II часто говорил о «культуре смерти», проявлениями которой называл аборты, контрацепцию, эвтаназию и ЭКО. Он призывал католиков противостоять культуре смерти и созидать культуру жизни, в которой уважается достоинство каждого человека от зачатия и до естественной смерти. В такой культуре будут цениться целомудрие, крепкие браки и многодетные семьи.

Папа Франциск, в свою очередь, часто говорит о «культуре отбросов», когда человек привыкает пользоваться всем вокруг – а главное: всеми вокруг! – ровно до тех пор, пока это ему удобно, после чего выбрасывать ставших ненужными людей и предметы: убивать абортом несвоевременно зачатых детей, подвергать эвтаназии неизлечимо заболевших, разрывать ставшие неудобными отношения.

В Беларуси, как и в России, современная глобализованная «культура смерти» попадает на хорошо подготовленную за годы легальных абортов почву. Ведь у нас аборты впервые в мире были легализованы советской властью еще в 1920 году. И поэтому нам так важно строить культуру жизни, защищать достоинство каждого человека. Как справедливо заметил на конгрессе Владислав Волохович, у Католической Церкви есть для этого всё необходимое. Надо только не оставлять его под спудом, а пользоваться им в своей повседневной жизни.

Евгений Розенблюм