Путь к пещере Рождества: осколки волшебного зеркала

Готовимся к Рождеству с размышлениями Анны Гольдиной над сказкой Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева».

Некогда злобный, как черт, тролль создал волшебное зеркало, которое искажало все, что в нем отражалось. Да, именно с истории о тролле и зеркале начинается одна из самых рождественских сказок Андерсена. И в этом, несомненно, есть определенная авторская задумка. И дело не только в зеркале, которое этот тролль произвел, но и в самом тролле. Ведь современники Андерсена и, вполне вероятно, и он сам верили, что где-то в горах или под большими мостами прячутся эти самые тролли. Сохранились даже географические указатели, в которых говорится о местах опасных из-за близости этих странных лесных обитателей.

Ученые спорили о том, какие тролли свирепее. Норвежские или датские, прячущиеся среди фьордов или живущие под мостами. Эти самые тролли пришли в творчество Андерсена из сказок его детства. Когда-то они были частью скандинавских языческих культов. Появившиеся из камней, тролли постоянно вредили людям. Только раз в год в них просыпалось что-то доброе. На Рождество тролли пили вино и делали припозднившимся путникам волшебные подарки, которые на следующий день пытались забрать обратно. Самым известным борцом с троллями был, конечно, святой Олаф. Он умел возвращать этих простоватых, но не лишенных хитрости тварей в их первоначальное состояние, т.е. в камень. Он же обратил внимание, что эти существа боятся всего, что связано с церковью. Например, всем известно, что тролли не селятся на землях, над которыми слышен колокольный звон. Они изо всех сил мешают при строительстве, бросаются камнями, рушат леса и стропила, но как только церковь освящена, они уже ничего не могут поделать. Тролли скорее уходят из мест, в которых могли обитать годами, чтобы только не слышать колокольного звона. Иногда они прячутся под мостами, мельчают и пугают путников.

Есть у троллей одна важная особенность. Они видят мир совсем не так, как видят его люди. Черное они воспринимают как белое, отвратительное – как прекрасное. Об этом знал каждый скандинавский ребенок. Вот даже Перу Гюнту король троллей предлагает изменить зрение, чтобы он стал совсем как настоящий тролль. Наверняка знал об этом и Андерсен, поэтому его тролль и создает такое зеркало. В этом зеркале все отражается с точки зрения мира троллей. Прекрасное становится ужасным, милое – смешным. Это зеркало предлагает каждому, кто в него заглянул, изменить свои «настройки». Оно не портит действительность, а только предлагает свой взгляд. Когда осколок этого зеркала попадает в глаз Каю, он перестает быть восторженным ребенком. Мальчик начинает замечать то, на что обычно обращают внимание взрослые. Вот эту розу подтачивает червь, а у этой – кривой стебель. Ему хочется, чтобы все было идеально, поэтому он вырывает некачественные розы. Но о Кае мы поговорим в следующий раз, а сейчас все-таки обратимся к троллям и зеркалу.

Тролль неслучайно создает именно зеркало, а не увеличительное стекло, например. Зеркало – частый персонаж скандинавских историй. В зеркале можно встретить дух умершего человека, поэтому в былые времена в скандинавских домах, как и в русских, до похорон занавешивали зеркала. Зеркало – это образ измененной реальности, в которой сместились право и лево. С одной стороны, оно не врет, с другой – искажает реальность.

Волшебное зеркало, вышедшее из мастерской тролля, словно срывает с мира маски. Оно показывает грустный мир депрессивного человека, которого не радует ни прекрасный пейзаж, ни прелестный ребенок. А еще в этом зеркале – мир взрослого человека, разучившегося радоваться жизни. В его жизни уже все было, и ничто его не восхищает. Увы, но это зеркало во многом отражает реалии не андерсеновского, но современного нам мира, все познавшего, усталого и разочарованного. Ведь как часто мы слышим фразу о том, что если не хочешь быть разочарованным, не очаровывайся людьми, событиями, явлениями, Церковью, наконец. Андерсен был довольно депрессивным по натуре человеком, но созданный им сказочный мир предлагает нам все-таки не бояться очаровываться, не бояться восхищаться окружающим нас миром. Конечно, под маской прекрасной дамы может оказаться обыкновенный тролль. Эти существа –мастера подмен и морока. То за личиной нежной девы скрывается страшная образина. То похитят младенца и подменят его своим детенышем, а потом потешаются над родителями, тщетно пытающимися образумить вечно недовольное и орущее чадо. Но за всеми этими сказочными приключениями скрывается восхищение миром. И в конечном счете, восхищение Тем, Кто этот мир так дивно устроил.

Зеркало, созданное троллем, — это зеркало разочарования и пресыщенности жизнью. То, что в нем отражается, может радовать разве что троллей, которые видят мир по-своему. Кто знает, может быть, то, что кажется человеку в зеркале ужасным, радует троллий взгляд. Надо сказать, что глупые тролли могли бы так и жить в своем мире, со своим зеркалом и своим мировоззрением. В конце концов, они к людям особо не лезли. Просто летали по свету и смотрели, как прекрасное становится ужасным. Радость оборачивается печалью. В конце концов, они – порождения дьявола. Об этом и сам Андерсен упоминает в начале истории, когда говорит, что тролль злой, как сам дьявол. Поэтому для них нормально воспринимать реальность с адских позиций. Христианский мир им хочется вывернуть, как чулок, да еще и с пристрастием рассмотреть каждую нитку.

«Трагедия» происходит, когда ученики тролля решают поднять зеркало на небо. Очень интересно, как будет выглядеть Бог и Его ангелы, когда отразятся в нем. И тут оказывается, что это зеркало не просто игрушка троллей. Оно вполне себе способно думать и действовать. Это прямо-таки троллий Голем. Получается, что искаженное отражение реальности – это его личный выбор. Оно подобно душе человека, отвернувшегося от Бога и предпочитающего видеть только темные стороны бытия. Есть в этом зеркале что-то от нашей недавней истории, когда все, что связано с христианством и привносимыми им в общество ценностями, искоренялось и уничтожалось, потому что люди видели другую реальность, злую реальность, которой нет, идеологию вместо духовности.

Чем выше тролли поднимают зеркало в небо, тем больше оно гримасничает. Не понятно, то ли оно боится, то ли ему не под силу отразить Бога и Его ангелов. Оно ведет себя, как расшалившийся от большого количества взрослых ребенок. И в конечном счете происходит то же, что происходит и с детьми. Дети что-то роняют, бьют, пачкаются. И веселие оборачивается слезами. Зеркало же вырывается из рук троллей и разбивается на множество осколков. Эти осколки начинают жить своей жизнью, искажая мир вокруг себя.

Первая глава сказки «Снежная Королева» — это отдельная сказка. В принципе, ей даже не нужно продолжение. Это сказка, которая задает читателю множество важных вопросов. Не являюсь ли я вот этим самым зеркалом тролля, которое транслирует лишенный надежды взгляд на мир? И даже так: а уж не тролль ли я? Иногда наши поступки, обернутые в красивые благочестивые одежды, так похожи на проделки тролля. А ведь едва всходит солнце, в нашем случае – Солнце Правды, как тролли превращаются в камень.

Тролли, когда тащили свое зеркало на небо, пытались доказать Богу, что власть Его имеет ограничения. Что благость и любовь, которые исходят от Него, вполне можно подвергнуть сомнению. Они не только хотели посмеяться. Они хотели показать, что миром на самом деле правит не Он, а тролли. Весь этот мир погряз во зле. И нет в нем ничего прекрасного.

Эта сказка ставит перед читателем еще один очень важный вопрос: кто для тебя царь? Кто правит миром, в котором ты живешь?  В зависимости от того, какой ответ ты дашь, зависит твоя дальнейшая судьба. Причем и сказочная тоже. С кем мы отправимся в путь? С Каем? С Гердой? Или, может быть, с самой Снежной Королевой?

Анна Гольдина

На страницу цикла