Путь к пещере Рождества: встретить Снежную Королеву

Готовимся к Рождеству с размышлениями Анны Гольдиной над сказкой Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева».

Сказка Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева» очень похожа на время, в которое вот-вот войдет Церковь. Это своего рода сказочный Адвент. Казалось бы, природа спит. Все должно быть укутано снегом. Время довольно депрессивное. И все же мы отправляемся на поиски чего-то значимого в нашей жизни. Это можно назвать духом Рождества. А можно назвать жаждой обращения. Временем, когда оправдываются надежды. Как они оправдались для бедных пастухов, нашедших Младенца-Мессию в пещере. Как они оправдались для волхвов, пересекших пустыню вслед за звездой. И в этом времени есть свои соблазны и опасности, есть свои вопросы и предостережения, как они есть во второй сказке «Снежной Королевы», «Мальчик и девочка».

По большому счету главный герой этой истории Кай. Он делает выбор между тремя женщинами: Гердой, бабушкой и Снежной Королевой. Трудно сказать, как сложилась бы судьба мальчика, если бы в его глаз и сердце не попали осколки зеркала троллей. Сейчас никто бы даже не обратил внимания на поведенческие изменения. Кай в одночасье из милого мальчугана превращается в типичного подростка, которому все не по нраву. Ему больше не хочется играть в глупые игры с девчонкой. Ему не хочется петь вместе с ней религиозные псалмы. У него наступил период бури и натиска. Теперь ему тесно в маленькой мансарде среди цветов, спрятанных на зиму. Ему нужен большой мир площади, радость полета с горки, общество других мальчишек, наконец. Его сердце жаждет риска и признания. Он вырастает из уютного мира бабушкиных сказок, как дети вырастают из старой одежды.

Кая привлекает мир разума и расчета. Андерсен это несколько раз подчеркивает. Особенно забавно это смотрится, когда мальчик начинает хвастаться Снежной Королеве, что знает таблицу умножения и даже немножко дроби. Можно подумать, эти знания делают его взрослым. Для самого Андерсена мир точных наук, даже та же таблица умножения всегда были проблемой. Он был старательным учеником, но современные педагоги сразу углядели бы в нем дислектика. Этим детям трудно дается чтение и письмо, а уж таблица умножения – это настоящая катастрофа. Ганс Христиан приложил огромные усилия, чтобы получить образование. Всю жизнь он много читал, но также всю жизнь он писал с огромным количеством ошибок. Зато, как большинство дислектиков, он воспринимал мир как серию образов. Для него это были волшебные сказки, которыми делится с ним каждый предмет, каждое деревце, каждое животное. Сказочник был очень впечатлительным человеком. Ему были свойственны перепады настроения. Причиной слез мог послужить отрицательный отзыв о его произведении. Он тяжело переживал косые взгляды. Его душа была нежной и чувствительной, как у девушки. Видимо, поэтому в его творчестве так много женских персонажей и они столь яркие.

Кай в момент, когда в его сердце и глаза попадают кусочки зеркала троллей, словно бы переходит на другую сторону. Больше он не нежный мальчик. Теперь он часть взрослого, жестокого мира, в котором так много разочарований. Вот и розы, которые еще вчера так радовали глаз, теперь не кажутся столь прекрасными. Он видит все их недостатки. Он видит несовершенство этого мира. И он с этим не согласен. Поэтому он вырывает розы, зло передразнивает бабушку. Больше он не часть мира доброй бабушки, больше он не вхож в мир детских сказок. Больше он не хочет посадить Снежную Королеву на печку и растопить ее. Теперь его привлекают процессы, которые управляют этим миром. Он пытается проверить гармонию алгеброй. И в этом лишенном эмоций мире Кай становится близок Снежной Королеве.

Почему Андерсен награждает своего персонажа сразу двумя осколками? Разве недостаточно было, чтобы мальчик стал видеть мир через призму пессимизма? Осколок зеркала троллей изменил его взгляд на мир, но если бы ему удалось сохранить живое и радостное сердце, то постепенно он сумел бы избавиться от грусти и злости. А так Кай был обречен на не самые приятные изменения. Он заразился болезнью троллей и постепенно сам становился как тролль. Его сердце не только становилось ледяным. Оно становилось каменным. Мальчик перестал чувствовать, перестал восхищаться. И тут он встретил ее…

Снежная Королева, еще именуемая Ледяной Девой, одетая в белое смерть (забвение) из скандинавских сказок, летает нал миром и ищет того, чье зрение и сердце поразили осколки зеркала тролля. У Кая осколок вошел в зрачок, самую сердцевинку глаза. И теперь он может видеть только через призму осколка. Андерсен не случайно выбирает именно глаза. Ведь не зря их называют зеркалом души. Вместе с потерей восхищения перед сотворенным миром, Кай теряет и восхищение перед Творцом. Его мир становится тусклым и серым. И в то же время в его сердце перестает гореть огонь веры. Ведь не зря Герда поет рождественский псалом «Розы цветут, красота, красота. Скоро увидим Младенца Христа». Кая эта песня раздражает. Ему неприятны не только розы, цветы, которые связывают со Христом и Его искупительными страданиями, но и само упоминание о Боге. В этом смысле Кай почти стал троллем. Его душа превратилась в камень. Его привлекают правильные линии, замерзшее кружево, но не вечно меняющаяся жизнь. Он жаждет совершенства. И в своей гордыне отвергает все, что кажется ему недостаточно правильно сотворенным. В этом смысле он очень близок Ледяной Деве, Снежной Королеве. Он уже стал подданным ее царства. Именно поэтому, когда она его целует, он больше не чувствует холода, но замечает ее красоту и ум. Теперь кусок льда становится для него символом гармонии.

В первый раз, когда Снежная Королева приходит к дому Кая, он еще не поражен осколками мира троллей. Поэтому он видит прекрасную женщину, но отмечает и главную составляющую ее сущности – она абсолютно ледяная. Во второй раз Кай встречает Снежную Королеву на городской площади. Вероятно, она ищет там тех, кого поразили чары троллей. Она ищет людей с ледяным сердцем. Поэтому из всех саней на площади Кай выбирает, чтобы прицепиться, именно ее сани. Именно поэтому он не пытается спрыгнуть и убежать. Подобное притягивает подобное. Ледяному сердцу самое место в чертогах Снежной Королевы.

Эта сказка называется «Мальчик и девочка», но роль Герды здесь минимальна. Она – просто подружка Кая. И она абсолютно бессильна перед происходящими с ним изменениями. С одной стороны, мальчик пал жертвой обстоятельств. Осколки случайно попали именно в него. С другой стороны, он делает свой выбор. Он не пытается задаться вопросом, что с ним происходит, почему то, что радовало и восхищало, больше не тревожит. Кай занимает пассивную позицию. Его совесть засыпает и с этого момента он плывет по течению, ни о чем не заботясь. Герда же занимает выжидательную позицию. Она не понимает, что происходит с ее другом. Но все-таки дает ему свободу. Удивительно, но Герда ведет себя как взрослый зрелый человек с самого начала повествования. Видя изменения, происходящие в Кае, она не пытается его заставить, призвать к порядку, прочитать нотацию. Она ждет, потому что она верит в него. Верит в то светлое, что есть в ее друге. Герда начнет действовать, когда ситуация выйдет из-под контроля, когда Кай исчезнет.

В этой короткой сказке не так много сказочного. Флер волшебства привносит только Снежная Королева. Но и она постепенно становится все более реальной, обретая плоть и кровь. Андерсен постепенно вводит читателя в мир повествования, делая нас заинтересованными участниками событий. Мы остаемся вместе с Гердой, чтобы в следующей сказке отправиться искать Кая. И в то же время сказочник задает вопрос: а ты не стал ли случайно поданным Снежной Королевы? Не настало ли для тебя время осмотреть свои ценности и оценить, не превратились ли они в кусочки льда? Пришло время действий, время обращения.

Анна Гольдина

Иллюстрация: Владислав Ерко

На страницу цикла