Музыкальный дуэт «Laudans»: верить в Бога больше, чем принято

Мы должны быть надеждой и вдохновением
друг для друга.

Христианский музыкальный дуэт «Laudans» из Беларуси недавно выпустил клип «Zdumienie» на слова св. Иоанна Павла II, клип стал невероятно популярен в социальных сетях, а сама песня вошла в топ-20 лучших песен по версии польского христианского радио RDN Małopolska. Дуэт существует уже 4 года. На их счету два альбома, несколько клипов и огромное количество концертов в Беларуси, Польше и Литве. Дарья Жуковская побеседовала с участниками дуэта, Аленой Полочанской и Андреем Лугиным, об их концертах, фестивале «Laudato Si» и о том, как творчество помогает им в духовной жизни.

Дарья Жуковская: Алена, Андрей, какие обстоятельства способствовали тому, что вы решили создать музыкальный дуэт?

Андрей: (вздыхает) Мы были в очень сложной жизненной ситуации.

ДЖ: Так начинаются все христианские свидетельства!

Андрей: (смеется) Действительно, была непростая ситуация. Обычно хорошее появляется через испытания. Мы сначала не планировали создавать дуэт. Пробовали играть и с другими ребятами: большая команда – это всегда круто, потому что и звучание богаче, и сама форма музыкальной группы привычней. Но были трудности, было много сомнений, в конце концов, мы приняли решение: «Почему бы нам не быть дуэтом, а там – как Богу будет угодно».

ДЖ: Кто еще является важной частью вашей группы?

Андрей: Выступаем мы вдвоем. Но важной частью нашей команды являются наши семьи, которые нас, в первую очередь, поддерживают. Это моя жена, которая переводит для нас некоторые тексты, это наши родители. Они помогают нам в вещах, скажем так, закадровых, которые мы делаем вместе. За нами стоит большая команда наших близких и близких друзей.

Алена: Например, моя мама создала группу в Viber, куда пригласила друзей, родственников, коллег по работе, чтобы оповещать их о наших планах, делиться новостями – здорово, что наши семьи могут включаться в нашу деятельность и поддерживать нас.

ДЖ: Как вы организуете ваши концертные туры?

Андрей: У нас есть специальные концертные туры, например, Рождественский тур. Обычно наши программы мы подстраиваем под литургическое время: у нас есть определенная программа для Адвента, на Рождество мы ставим мини-спектакли. Но, на самом деле, мы уже года два постоянно находимся в туре – мы стараемся так составить наш график, чтобы каждое воскресенье где-то выступать. И наше выступление может проходить в разном формате: мы можем приехать с полноценным концертом, а можем спеть несколько песен и просто пообщаться с людьми, рассказать им про свою деятельность.

Алена: Этим летом нам удалось провести такой «тур в рамках тура». Мы играли в приходах Беларуси, выступали на молодежных встречах. Мы очень рады, что у нас есть возможность много выступать в Беларуси. Так мы можем выступить где-то с концертом и всегда успеваем вернуться домой.

ДЖ: А еще этим летом вы устраивали фестиваль «Laudato Si». Расскажите о нем.

Андрей: Да, мы уже второй раз проводим этот фестиваль в Березинском (агрогород в Беларуси – прим. ред.). Вообще, это идея возникла у настоятеля прихода Божьего Тела в Березинском о. Сергея Боровнева. Этот фестиваль – своеобразная площадка для всех христианских групп Беларуси. Он длится два дня, два насыщенных дня: это музыка, песни, молитва, Святая Месса. Хотел бы добавить, что фестиваль – это то, что происходит параллельно с нашим творчеством. Есть «Laudans», а есть фестиваль «Laudato Si», которые идут параллельно. В творчество мы углубляемся больше, потому что невозможно везде успеть, поэтому к фестивалю подключаем волонтеров, мы работаем в команде.

Алена: На фестивале кроме нас задействована еще куча людей. «Laudans» – это наш главный проект, он занимает основное время. Все-таки наше основное служение – это наше творчество.

ДЖ: Музыка – ваша основная деятельность? Как вам удается поддерживать баланс?

Андрей: Баланс? Хм…

Алена: Я вот последние несколько лет живу со своей бабушкой и часто уезжаю, поэтому она всегда очень рада, когда я возвращаюсь, и я понимаю, как меня ждут дома. Очень стараюсь проводить время с семьей по-настоящему, когда я дома, но чувствую, что пока этого мало.

Алена Полочанская: «Моя главная работа — это музыка».

Андрей: С балансом все не так просто. Даже если мы устраиваем концерты только на выходные – а последние полтора года мы часто ездим на выходные с концертами в Польшу – мы все равно много времени тратим на дорогу. А кроме этого мы проводим очень много времени в студии. Получается, мы выступаем перед людьми, много вкладываем в живые концерты, а потом возвращаемся и «закрываемся» в нашей студии. Репетируем, делаем аранжировки, пишем слова и музыку, делаем обработки, записи. Мы вот записали альбом на белорусском, потом переводим его на польский и английский, что тоже занимает много времени. Параллельно мы еще ведем программы на белорусском «Радио Мария». Поэтому с балансом туго. Дома приходится бывать не очень много. Но здорово научиться держать этот баланс так, чтобы дома проводить время с пользой – не только помогать в каких-то рутинных обязательствах, но и просто провести время с человеком: поговорить, поддержать – это самое главное.

ДЖ: Чем вы занимаетесь, помимо музыки?

Алена: Все наши силы сейчас в музыке. Помимо туров и концертов, мы еще ведем программу «7 фактов про музыканта» на белорусском «Радио Мария». Мы сделали уже два выпуска: про Майкла Смита (американский христианский певец – прим. ред.) и про польскую группу TGD ( пол. «Trzecia Godzina Dnia» – прим. ред.). Очень интересно работать над этим проектом, но он требует много времени: отобрать материалы, записать. Сейчас мы работает уже над следующим выпуском.

ДЖ: Как вы распределяете обязанности в группе?

Андрей: Хороший вопрос. Мы совсем недавно к этому пришли. В последнее время наши обязанности, и правда, поделились, так сказать. Я вот занимаюсь обработками песен, а Алена прорабатывает разные варианты аранжировки. Работает это так: мы записали песню, и надо придать этой песне окраску. И Алена ответственна за эти краски. Или вот еще пример. Я чаще договариваюсь о концертах, а Алена ведет наши группы в социальных сетях. Еще Алена рисует афиши, и даже вместе с Анной Трус срежиссировала и смонтировала клип под песню «Воблака».

ДЖ: Алена, а расскажите подробней об этом. Это ваша вторая творческая жилка?

Алена: Мне нравится этим заниматься. Но все же, моя главная работа – это музыка. Мне было сложно оценить этот клип, я много думала о нем. Может, он получился слишком перемудренным, может, не хватало гармонии между сценами. Я пришла к выводу, что здорово, когда человек занимается своим делом. Наш последний клип «Zdumienie» снимали уже профессиональные режиссеры – Ростислав Смольский и Александр Бондарев. Это совсем другой уровень.

Андрей: Хотя меня в таком вопросе цепляет больше не профессионализм, а именно то, как они видят. Видно, что им нравится делать то, что они делают. В этом мы похожи. И для нас это был важный опыт. Мы долго не могли привыкнуть к процессу работы с ними, потому что мы хотели видеть себя по-другому.

Алена: В какой-то момент мы перестали настаивать на своем и доверились их видению, потому что каждый должен быть занят своим делом.

ДЖ: И вы не прогадали, клип получился очень красочным. Кстати, я слышала, ваша песня вошла в топ на белорусском радио.

Алена: Песня «Zdumienie» вошла в топ на польском радио, а на белорусском радио песней месяца была «Воблака».

Андрей: Мы не думаем о радиоформате, но здорово, что так нас может слышать больше людей. Многие наши знакомые говорили, что слышали наши песни по радио, мы надеемся, что сможем «зацепить» и тех, кто не знает о нашем творчестве.

ДЖ: Почему именно христианская музыка? Более плодотворными могут оказаться другие темы…

Андрей: С какой стороны посмотреть. Мы сейчас организовываем концерт в Минске, и нам в этом помогает одна организация, и ребята оттуда сказали нам: «У вас, христиан, все как-то активнее. У вас даже больше людей может собраться на концерт, это же круто!» Нам так стало приятно за христиан. Действительно, мы иногда это недооцениваем. Бывает, конечно, что концерт не задается. Но к нам приходят люди, мы вместе проводим время в христианской среде! Но вопрос важный. Почему лично я выбрал христианскую музыку? Я верю в Бога.


Раньше я не представлял, как можно служить с помощью христианской музыки.


Я не видел ее за пределами хорового пения. А хотелось чего-то более живого. И тогда я начал сталкиваться с такими группами. И таким прорывом для меня стала польская группа «TGD». И тогда все совпало. В определенный момент я поверил в Бога больше, чем традиционно принято. И теперь я не представляю, что моя музыка может быть не связана с христианством. Даже если мы поем о любви, мы поем о христианской любви, о любви в христианском контексте.


Для меня христианство – это не культурное явление, а стиль жизни.


И из этого естественным образом следует, что мы играем христианскую музыку.

Алена: Я согласна с Андреем. Когда человек действительно верит, и эта вера живет в нем, действует в нем, когда человек обращается к Богу в своем сердце в течение дня, то вера перестает быть формальностью. Ты живешь этим, ты возвращаешься в мыслях к Богу. Логично, что ты не можешь написать песню, которая бы противоречила этому, потому что это стиль жизни. Ты живешь учением Христа, но это не говорит о том, что ты безгрешен. Ты постоянно возвращаешься к волнующим тебя вопросам, и в песнях ты пишешь обо всем, что с тобой происходит, что ты видишь в окружающих, каким бы ты хотел видеть этот мир, но все это преломляется в призме христианства.

ДЖ: Вы пишете музыку и слова?

Андрей: Тут маленькое уточнение. Начиналось все с того, что мы писали музыку на слова. Музыку на стихи о. Яна Твардовского (польский священник и поэт – прим. ред.) и на слова Иоанна Павла II, белорусской поэтессы Ирины Богданович и Оксаны Ючкович. Во втором нашем альбоме «Адзінства» мы написали музыку и слова к некоторым песням – слова пишет и Алена, и я.

ДЖ: В чем вы находите вдохновение?

Алена: В нашей вере, это во-первых. Вера, впечатления от жизни, жизненные переживания, молитва – все это находит отражение в песне. Очень часто нас вдохновляют встречи с разными людьми. Бывает, поговоришь с человеком, и ты готов совсем по-другому посмотреть на свою жизнь, свою работу, на отношения с другими людьми.

Андрей: Меня очень вдохновляют люди и общение с ними. Мне нравится общение с людьми; своим общением, своим свидетельством мы полезны Богу. Бог как Отец, я думаю, хотел бы видеть нас пребывающими в любви, чтобы мы могли любить друг друга, чтобы мы были в хороших отношениях со всеми. Чтобы мы смотрели друг на друга, как на братьев и сестер. Церковь объединяет людей и тем самым призывает человека к настоящему проявлению любви. Потому что, как сказано в Библии, если мы не можем возлюбить ближнего, которого мы видим, как мы можем возлюбить Бога, которого не видим. Поэтому нас и вдохновляют люди, общение с людьми готовит меня к написанию музыки или текста. Каждый искренний разговор важен. И в песнях мы часто поем о проблемах, о которых надо говорить и которые нужно решать, преодолевать их вместе с Богом.

Бывает, поговоришь с человеком – и ты готов совсем по-другому посмотреть на свою жизнь, на свою работу, на твои отношения с другими людьми.

ДЖ: Как ваше творчество влияет на вашу жизнь?

Андрей: Ну, мы на самом деле учимся. Мы вот написали песню на слова: «Вера двигает горы» (бел. «Вера перасоўвае горы») и думаем, где бы это найти и в нашей жизни (смеется). Бывает так, напишешь слова или музыку на слова, которые тебя зацепили – через год смотришь на эти слова и думаешь: «Вау! Я только сейчас начал это понимать!». Бывает, слова и музыка приходят к тебе в какой-то гармонии, но тебе самому нужно много пережить, чтобы их понять. Поэтому мы учимся.

ДЖ: Ваше творчество влияет на жизнь других людей. Какие отзывы вы получаете?

Андрей: Есть такой момент классный – наверное, это есть у каждого музыканта – когда люди после концерта подходят и говорят: «Вы так классно спели!» или «Клево сыграли!» И это приятно! Не то чтобы мы сразу нос кверху, нет, нас это стимулирует. Потому что такая эмоциональная поддержка нужна и важна, чтобы не думать: «Может, это никому и не нужно!». Но для меня важно и другое. Я, когда пою, смотрю на людей, и я вижу их глаза, я вижу, как они переживают что-то внутри себя. И я понимаю, что это нужно людям и нужно нам. Быть тут. Здесь и сейчас. Вместе. Мы собираемся и объединяемся во имя Божье. Несмотря на наши проблемы, усталость, личные переживания, теперь мы здесь. Кто-то слушает музыку, кто-то молится во время концерта, и мы все выкладываемся на 100 процентов.

Здесь и сейчас. Вместе. Мы собираемся и объединяемся во имя Божье.

ДЖ: Творческий кризис – штука, которая случается с творческими людьми. Как вы справляетесь с подобными ситуациями?

Алена: Может, для нас как музыкантов еще не настал такой момент. Но мне кажется, что у каждого человека случается такое, когда: «Все, больше не могу». Я в такие моменты говорю себе:


«Как бы тяжело ни было, в любой ситуации – и в работе, и на концерте – пусть мне сейчас очень-очень тяжело, но я вообще ничего не могу сделать без Бога. Если Бог даст силы, то я могу это сделать, и это нужно сделать».


Становится так легко от этой мысли. И тогда оказывается, что ты можешь больше, намного больше. Человек вместе с Богом может гораздо больше, чем он думает. Бог дает силы для тех вещей, которые Он хочет, чтобы мы сделали.

ДЖ: Без чего ваш день не может состояться?

Андрей: Ни один наш день не может состояться без молитвы, потому что без молитвы, как без пищи, христианин не может функционировать. В молитве ты можешь попросить у Бога прощения и спросить у Него, как ты должен поступать сегодня. Через молитву ты хочешь узнать мнение Бога. Спросить у Бога, как мне сегодня лучше провести этот день.

Алена: Мы часто играем, каждый день. А еще наш день невозможен без шуток. Молитва и юмор – вот так (смеются). Особенно, когда мы в дороге – без юмора и молитвы никуда.

ДЖ: Какое ваше любимое место паломничества и почему?

Алена: Для меня это Будслав, это одно из главных мест паломничества в Беларуси. Там находится икона Матери Божьей Будславской, и для меня это очень дорогое место с самого детства. Я с семьей жила совсем рядом, и мы часто там бывали. Как-то мы даже выступали с группой там, еще в большом составе.

Андрей: А я вот как-то не могу определиться. Мне нравится быть в костелах Беларуси: Будслав, Трокели. Ах, вот вспомнил! Росица, это в Витебской области. В том костеле были сожжены люди во время Великой Отечественной Войны, там тогда служили два священника ныне уже блаженных – Юрий и Антоний (блаженный Антоний Лещевич MIC и блаженный Юрий Кашира MIC – прим. ред.). Мне редко удается там побывать, но, как будет возможность, обязательно вернусь туда.

Беседовала Дарья Жуковская

Фотографии: Группа LAUDANS ВКонтакте

Послушать свежий альбом «Laudans»: