Каким был Великий пост в ранней Церкви?

Через неделю Католическая Церковь вступает в период Великого поста. Его история сложна, поскольку ушло несколько веков на то, чтобы он стал таким, каким мы его знаем сегодня. Всегда ли Великий Пост продолжался 40 дней? Были ли апостолы теми, кто его установил? А если не они, то кто? Ищем ответы на эти вопросы вместе с Филиппом Кослоски.

В течение первых столетий существования Церкви христиан часто преследовали, и епископам было трудно создать полный, последовательный и единый литургический календарь. Как правило, каждый епископ по-своему руководил христианами в практиках поклонения Богу в вверенной ему поместной Церкви. Это вело к существенному разнобою в том, как христиане проводили Великий пост.

Во II столетии св. Ириней написал Папе письмо о существовавшем разнообразии постных практик перед Пасхой:

«Противоречивость касается не только дня [Пасхи], но также самого способа поста. Потому что одни думают, что им следует поститься один день, другие, что два, а третьи, что ещё дольше; более того, некоторые считают свой день, состоящим из сорока часов – день и ночь. И разнобой этот возник не в наше время, но задолго до этого – у наших предков. Вероятно, они не придерживались строгой точности, и обычай для своих потомков сформировали в соответствии со своей простотой и своеобразием образа жизни. И тем не менее, все они жили друг с другом в мире, как и мы живём друг с другом в мире, а разногласия, касающиеся поста, подтверждают согласие в вере».

Все ранние христиане были согласны в том, что Пасхальному торжеству должен предшествовать пост, но продолжительность поста в 40 дней не была «выбита на каменных скрижалях».

Происхождение 40-дневного Великого поста

В то же время, исследователи обнаружили, что некоторые христиане в египетской пустыне соблюдали 40-дневный пост после Богоявления. Праздник Богоявления в память о Крещении Иисуса по традиции того времени праздновался 6 января. Поэтому христиане начинали поститься на следующий день после Богоявления в подражание Иисусу, Который сразу после своего Крещения отправился в пустыню, чтобы 40 дней поститься.

Этот пост не заканчивался на Пасху, но завершала его церемония Крещения, инициация новых членов общины в христианской вере.

Некоторые исследователи считают, что традиция поста после Богоявления, слившись с другими традициями, и сформировала период Великого поста в том виде, в котором мы знаем его сегодня. Но только Никейский собор в 325 году закрепил и расширил традицию 40-дневного Великого поста. Легализация христианства сделала возможным более публичное переживание Великого поста, и епископы смогли, наконец, начать процесс объединения под руководством епископа Рима всех христианских практик, включая литургическую дисциплину.

Хотя облик Великого поста изменился со времён ранней Церкви, его корни уходят глубоко в историю и всеобщий пост на протяжение 40 дней имеет древнее происхождение.

Апостолы ли установили Великий пост?

Несмотря на факт существования Великого поста с самых ранних времён христианства, историки продолжают спорить, был ли он установлен самими апостолами.

Например, в книге начала ХХ века «Комментарии с кафедры о католическом учении», утверждается, что Великий пост был установлен апостолами.

Многие Отцы и Учителя Церкви говорили, что апостолы постановили, что великой торжественности Пасхи должен предшествовать всеобщий пост, и что в память о 40-дневном посте Христа в пустыне они установили Великий пост.

Однако авторы той же книги признают, что в ранней Церкви не было единой формы соблюдения Великого поста.

В начале христиане приняли те же обычаи поста, которые были предписаны Ветхим Заветом, согласно которым в постные дни разрешалось поесть только один раз и только после захода солнца.

Однако более пристальное изучение античных источников показывает, что историческое развитие шло постепенно. Хотя пост перед Пасхой – обычай древний и широко распространённый, продолжительность его значительно варьировалась от места к месту и от поколения к поколению. Например, во второй половине II века св. Ириней Лионский из Галлии и Тертуллиан из Северной Африки говорят нам, что подготовительный пост продолжается один или два дня, или 40 часов, в память о том, какой считалась точная продолжительность пребывания Христа во гробе.

До самого «Никейского Собора в 325 году продолжительность Великого Поста в сорок дней не была зафиксирована».

И хотя апостолы не устанавливали Великий пост в том виде, в котором мы знаем его сегодня, они, скорее всего, соблюдали период интенсивной подготовки к Пасхе, следуя примеру Иисуса в том, что касалось поста и молитвы.

Филипп Кослоски

Источник (англ.): Aleteia

Перевод: Наталья Проскурина

Изображение: Wikimedia, (c) National Galleries of Scotland