Мульткатехизис 5. Выйти из зоны комфорта

История про лягушку-путешественницу, решившую выбраться из родного болота, чтобы на мир посмотреть и себя показать, столь хорошо всем известна, что порой кажется, что это народная сказка. Вполне вероятно, что в ее основу легло какое-то фольклорное предание, почерпнутое Всеволодом Михайловичем Гаршиным из детства. Но поскольку никаких подтверждающих это записей не сохранилось, то «Лягушку» можно считать самой что ни на есть авторской сказкой. И даже притчей.

Надо сказать, что Гаршин вообще избегал больших произведений. В отличие от многих писателей, мечтающих создать нечто эпохальное, он предпочитал малые формы. Своему другу художнику Репину он так объяснил свой писательский выбор: «Видите ли, Илья Ефимович, есть в Библии книга пророка Аггея. Эта книга занимает всего вот этакую страничку! И это есть книга! А есть многочисленные томы, написанные опытными писателями, которые не могут носить почтенного названия «книги», и имена их быстро забываются, даже несмотря на успех при появлении на свет. Мой идеал – Аггей…»

Гаршин был очень скромным человеком. «Когда Гаршин входил ко мне, я чувствовал это всегда ещё до его звонка. А он входил бесшумно и всегда вносил с собой тихий восторг, словно бесплотный ангел». Во время сеансов писатель часто читал ему вслух, после чего они подолгу блуждали по петербургским улицам и беседовали. «В характере Гаршина главной чертой было – не от мира сего – нечто ангельское. Добрейшая, деликатнейшая натура: всё переносила в себе в пользу мирных, добрых отношений. Все молодые друзья любили его, как ангела», — писал Репин.

Всеволод Михайлович Гаршин происходил из старинного рода, ведущего свою родословную от одного из пашей Золотой Орды. Прожил он довольно насыщенную, но короткую жизнь. Гаршин покончил жизнь самоубийством в 35 лет, бросившись в лестничный проем. Его биографы говорят о том, что писатель с детства обладал довольно нервным нравом. Не известно, что повлияло на становление его характера. Суровость военной среды, к которой принадлежал его отец, или ранний уход матери к его воспитателю, увлеченному революционным движением и отправленному в ссылку. Мать Гаршина последовала за ним, покинув благополучного мужа и троих сыновей. Кстати, один из его братьев тоже покончил жизнь самоубийством. При этом Всеволод Гаршин оставил после себя значительное количество произведений. «Лягушка-путешественница» из них, пожалуй, самое известное.

Мультфильм по этой сказке снимали дважды, в 1965 году и в 1995 году. «Старая» экранизация практически полностью соответствовала тексту, написанному Всеволодом Гаршиным в 1887 году. А мультфильм, снятый в 1995 году, стремился следовать веяниям времени. Там лягушка мечтала попасть заграницу, чтобы обрести там славу и почет. Но судьба ее весьма печальна. Сколько бы она ни изображала из себя популярную певицу, лягушку съедает аист.

История простой лягушки, захотевшей внезапных изменений в жизни, — своего рода энциклопедия страстей души. Сначала ничем не примечательная квакша оказывается рядом с перелетными птицами. И сердце ее наполняет жажда приключений. Сейчас мы часто сталкиваемся с призывом выйти из зоны комфорта. Именно такой радикальный поступок и совершает лягушка. Она выходит из своего болота, из самой что ни на есть уютной зоны комфорта. Мало того, она прикладывает к этому необходимые усилия. Ведь именно она, а не пролетавшие мимо утки, придумывает, как можно поднять с земли лягушку и нести ее вместе со стаей на юг.

Сначала лягушка пугается уток. Вдруг они ее съедят по ошибке. Первая реакция человека на что-то неизвестное – испуг. Надо отдать должное лягушке, она сильная личность. Ей удается не только преодолеть страх, наполняющий сердце. Смелая квакша вылезает на поверхность воды, чтобы не только послушать разговоры уток, но и вступить с ними в беседу. Такая личность может вызвать только уважение. Перед нами настоящий боец за свое счастье! С точки зрения современной психологии, лягушка – просто пример для подражания. Нечего сидеть в своем привычном болоте, нужно искать новые пути для саморазвития и самореализации! И пусть вас не пугают осуждающие взгляды окружающих!

Мы не знаем, как относился к своему сказочному персонажу сам Гаршин. Ведь его мать во многом была похожа на эту лягушку, круто изменившую свою судьбу. Мать предпочла родному болоту, благополучному мужу и троим сыновьям, лишения ссылки. Но, в конечном счете, ее история завершилась все тем же болотом, семейным бытом, лишенным всяких приключений.

Итак, на наших глазах лягушка проходит два первых этапа. Страх перед неизвестностью и осознание проблемы. Конечно, так больше жить нельзя. Нужно в жизни что-то менять!

В голове лягушки созревает план и его осуществление. В ее сердце рождается страсть, и эта страсть ищет удовлетворения. Мало того, жительница болота оказывается столь убедительна, что утки соглашаются ее нести. И вместе с квакшей мы переходим на следующий этап – осуществление задуманного.

Простая лягушка оказывается настоящим лидером птичьих масс. Она объясняет им, какой нужен прутик, чтобы она могла держаться за него ртом. Потом она понимает, что одни и те же утки все время нести ее не могут, и организует дежурства. Перед нами работа настоящего менеджера, умеющего правильно расставлять приоритеты и давать сотрудникам работу, которая их заинтересует и вдохновит. Во многом эта лягушка похожа на девушек из «Народной воли». Они шли в народ, заражая простых крестьян своими идеями. Многие из них жаждали просвещения народных масс. Бывшие гимназистки, всегда жившие под теплым родительским крылом, окруженные мещанским бытом, который вполне можно было сравнить с болотом, оказавшись в народной среде, проявляли недюжую смекалку для достижения своих целей. Такова и лягушка-путешественница. После знакомства с ней жизнь уток уже никогда не будет прежней.

Расставив всех по местам, лягушка и утки отправляются в полет. С этого момента между ними появляется некая общность. Теперь это «наша лягушка» и «мои утки». Они гордятся друг другом, гордятся общим приключением. И мы переходим на следующий этап – этап радости совместного действия. Именно на этом этапе ярче всего и проявляется разница между утками, привыкшими жить большим коллективом, и лягушкой. Утки привыкли слушаться вожака, уважать интересы стаи. Личная гордость для них заменена гордостью за стаю. А вот лягушке нужно было бы учиться жить в коллективе. Ведь она-то одна сидела под корягой, а к другим квакшам присоединялась, только чтобы спеть что-то хором. И вот теперь ей хочется признания публики. В мультфильме, созданном в 1995 году, это особенно заметно. Ведь, по этой версии сказки, лягушка попадает в творческий коллектив. Она даже поет специальную песню, чтобы гастролирующие утки обратили на нее внимание. Но ей так хочется быть примадонной, чтобы все ее видели и ей восхищались.

Лягушка просит лететь поближе к земле. Сначала потому что у нее кружится голова от высоты. А потом – потому что начинает слышать удивленные крики людей. Вот ведь диво-дивное, утки, несущие лягушку. И вот тут эмоции захлестывают лягушку. Те качества, которые подтолкнули ее к выходу из зоны комфорта, сыграли с ней злую шутку. Держась ртом за прутик, она могла бы проявить скромность и тихо радоваться тому, что находящиеся на земле люди удивляются летящим с лягушкой уткам. Но неуемное желание выделиться привело к тому, что лягушка закричала «это я придумала!» и полетела вниз.

Можно сказать, что этот эгоистичный поступок послужил к развалу творческого коллектива. Утки поискали свою лягушку и полетели дальше на юг. Страсть, наполнявшая сердце квакши, выразилась не только в жажде перемен, но и в желании быть признанной. Лягушке очень хотелось быть не такой как все. Именно это, на самом деле, и сподвигло ее выбраться из болота и круто изменить свою жизнь. Только в одном смысле она не вышла из зоны комфорта – в смысле потакания своей гордыне. Ведь если бы она действительно хотела повидать теплые края, то держалась бы за свой прутик, утешая себя мыслью, что, когда она окажется в новом теплом болоте, то сможет похвастаться местным лягушкам, как организовала уток. Но этого не произошло!

В версии 95-го года у истории лягушки совсем грустный конец. Она оказывается в сером осеннем болоте. Изображает из себя некую знаменитость, «пролетом из Парижа». А в результате ее съедает аист, которому нет никакого дела до ее прекрасных вокальных данных.

На наших глазах простая квакша из болота проходит несколько этапов становления личности. От одинокого прозябания до обретения общности и осознания значимости своей неповторимой личности. Она преодолевает себя и вековые стереотипы. Эта лягушка – практически новый человек Чернышевского. Только за всем этим скрывается, как оказывается, неуемная гордыня, которая и ввергает лягушку обратно в болото. И пусть это совсем другое болото и в нем немного другие обитатели. Но в целом все вернулось на круги своя. И не потому что «рожденный ползать летать не может», а потому что для великих свершений нужна не только смекалка, но и величие души.

Не зря Гаршин считал пророка Аггея своим идеалом. Про него практически ничего неизвестно, он мало написал, но его скромный вклад помог объединить Израиль вокруг восстановления Храма. И в то же время он говорил о том, что строительство Храма не делает его строителей святыми. Да-да, здесь все как с лягушкой. Умение выйти за рамки привычного, организовать народные массы или уток, правильно проанализировать ситуацию и направить ее в нужное русло – всё это не делает личность великой. Истинное величие в том, кто наделен большим и благородным сердцем, способным не только и не столько себя наполнить радостью, сколько дать смысл жизни тем, с кем оказался рядом. Для них звучат слова пророка Аггея: «Я возьму тебя, … раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя, как печать, ибо Я избрал тебя» (Аг 2. 21-23).

Анна Гольдина