Среди множества различных форм молитвы в христианской традиции особое место занимают медитация и созерцание. На первый взгляд может показаться, что эти термины описывают одно и то же, но при более внимательном рассмотрении они являют разные способы молитвы.
Катехизис Католической Церкви определяет медитацию как «молитвенный поиск, который побуждает к работе мысль, воображение, эмоции и желания. Она имеет целью в вере усвоить данную тему, в соотношении с реальностью жизни» (ККЦ 2723).
В медитации «дух ищет понимания христианской жизни, её «почему?» и её «как?» — чтобы приобщиться к тому, чего просит Господь» (ККЦ 2705).
Этот тип молитвы часто ассоциируется с древней практикой «Божественного чтения» (Lectio Divina), в которой человек размышляет об истинах, найденных в Библии. Человек размышляет о жизненных истинах и открывает свою личную роль во Вселенной.
С другой стороны, созерцание, по словам св. Терезы Авильской, «не что иное, как близость между друзьями; это время, чтобы побыть наедине с тем, кого мы знаем, и кто любит нас». Катехизис говорит о том же самом, давая определение такому типу молитвы:
«Созерцательная молитва — это простое выражение тайны молитвы. Она представляет собой взор веры, сосредоточенный на Иисусе, слушание слова Божия, безмолвную любовь. Созерцательная молитва приобщает к молитве Христа в той мере, в какой она даёт нам участвовать в Его тайне» (ККЦ 2724).
Созерцание лучше всего выражается во фразе «Я гляжу на Него, а Он глядит на меня», как говорил во времена своего святого кюре крестьянин из Арса, молившийся перед дарохранительницей (ККЦ 2715).
Хотя оба этих типа молитвы способствуют углублению наших отношений с Богом, именно в созерцании эта любовь выражается и осознается.
Говоря кратко, медитация помогает нам познать Бога, а созерцание помогает нам любить Его.
Филип Кослоски
Источник (англ.): Aleteia
Фото: carmelitesnottinghill.org.uk