Мэтт Талбот: францисканский путь к трезвости

В наши дни разработано множество программ помощи зависимым и созависимым людям. Большинство из них основывается на 12 шагах, программе общества Анонимных алкоголиков, пожалуй, самой продуктивной программе психологической самопомощи. Группы АА существуют при многих католических приходах, и нередко их покровителем является Мэтт Талбот. Францисканский терциарий, чей беатификационный процесс еще не завершен.

Мэтт родился 2 мая 1856 г. в Дублине, Ирландия. Его родители жили в многоквартирном доме в одном из бедных католических кварталов города. Чарльз Талбот много работал, а мать Мэтта Элизабет занималась детьми, которых было двенадцать. Правда, немногие смогли дожить до своего совершеннолетия. Так умерли совсем малышами братья-близнецы, родившиеся у четы Талбот перед Мэттом. Когда мальчику исполнилось двенадцать, он стал помощником отца и старшим мужчиной в семье. Чарльз определил его работать на пивной завод. Надо сказать, что к этому времени Мэтт с трудом считал и практически не умел писать и читать. Единственное, что отличало его среди сверстников, это повышенная набожность. Однако работа на пивном заводе повлияла на моральный облик юноши. Довольно быстро он пристрастился к выпивке. Занятые работой и детьми родители не сразу заметили перемену  в сыне. Чарльз попытался решить вопрос с алкоголизмом Мэтта самым простым способом – поколотил его. Но порка не возымела никакого действия. Тогда Талбот-старший устроил сына работать в док. Здесь была зарплата побольше, но и соблазнов оказалось не меньше, чем на пивном заводе. Мэтт легко нашел себе собутыльников среди взрослых докеров. У них он научился сквернословию и развязному поведению. Общительный по природе, молодой человек легко одалживал новым друзьям на выпивку, с удовольствием ходил с ними по барам, возвращаясь домой под утро. Постепенно он перестает посещать воскресную Мессу, и все его времяпрепровождение сосредоточивается около барной стойки. Родители ничего уже не могут поделать. Вечно пьяный парень не слушает ничьих советов. Отец перестает быть для него авторитетом. Мэтт Талбот становится обычным портовым алкоголиком. В конце концов он теряет работу, и вот тут-то и происходят неожиданные изменения.

Мэтту уже двадцать восемь лет. Вся его жизнь проходит в спиртовом тумане. Экономический спад в стране приводит к тому, что без работы оказывается множество ирландцев. Среди них Мэтт и его братья. Пока денег еще хватает, Талбот беспечно проводит дни в баре, находящемся недалеко от дока. Но однажды он замечает, что опохмелится не на что. Тогда он обращается за «помощью» к своим собутыльникам, к тем, кого он сам не раз угощал. Но все отказывают ему. Несколько дней без алкоголя вводят Мэтта в настоящую депрессию. Это сейчас мы знаем про ломку, через которую проходят все пытающие завязать с алкоголем или с наркотиками. Тогда несчастных алкоголиков просто находили покончившими с собой где-нибудь на чердаке заброшенного здания. Измученный Талбот ищет любую возможность раздобыть спиртное… Только однажды вечером он приходит домой непривычно рано, садится в кресло и сидит неподвижно, с изменившимся лицом. На вопрос матери, что же с ним произошло, Мэтт отвечает, что он принял решение больше не пить. Оказалось, что в поисках выпивки он проходил мимо церкви, где когда-то принимал Первое Причастие. Он зашел внутрь … И с этого момента жизнь Мэтта Талбота стала развиваться совсем по другому сценарию.

Теперь центром его жизни стал Христос. После многих лет беспросветного пьянства Талбот приступает к Таинствам. Он дает обет не прикасаться к спиртному. Сначала на один месяц, потом на три, а затем и на всю жизнь. Первый месяц обета кажется ему сущим кошмаром: бессонница, физическое и эмоциональное истощение, кошмары и видения. Однажды, совсем измученный воздержанием, он входит в бар и садится у стойки. Но бармен упорно не обращает на него внимания и не несет выпивку. Талбот понимает, что это Божий промысел и продолжает борьбу со своей греховной привязанностью. Он начинает много читать, обращается к творениям древних Отцов. Под влиянием своего духовника увлекается ирландскими монашескими традициями. Все тот же духовник предлагает Мэтту принести обет Божьей Матери и в знак верности Ей носить небольшую цепочку, которая символизирует его привязанность к Святой Деве. Постепенно дух покаяния все больше овладевает Талботом. Таких цепочек на его теле становится все больше. Он тщательно скрывает их под одеждой и никогда не жалуется на то, как сильно они натирают кожу. Только оказавшись в больнице Мэтт снимает свои знаки покаяния и придумывает объяснения, откуда взялись многочисленные повреждения на коже.

Многие годы Талбот работает на лесозаготовительном заводе. Он выполняет самую простую работу. Едва заканчивается рабочий день, спешит домой, чтобы снять пропахшую смолой и дегтем одежду, тщательно помыться и идти в храм на поклонение Святым Дарам. Теперь вся жизнь этого человека связана с церковью. В пять часов утра он уже спешит к Мессе. Заканчивает день, стоя на коленях. Увлеченный примером святого Франциска, он спит на голой узкой доске. А вступив в 1890 г. в возрасте 36 лет в Третий орден, начинает много внимания уделять благотворительности. Деньги, оставшиеся после оплаты скромного жилья и пропитания, он отдает на миссии. Особенно близка его сердцу миссионерская деятельность в Китае.

В последние годы жизни францисканская духовность пронизывает всю жизнь этого человека. Он много молится, и нередко люди обращаются к нему с просьбой о молитвенной поддержке. Талбот старается быть полезным в своем приходе, участвует в организованной отцами-иезуитами группе помощи алкоголикам, помогает обездоленным. Стремясь подражать св. Франциску, он соблюдает строгий пост, ограничивая свой рацион хлебом и водой. Рыба на его тарелке появляется только в воскресенья и в праздничные дни.

Когда Талботу исполняется 67 лет, он полностью истощен. Дважды он попадает в больницу с сердечным приступом. Он умирает на ступенях церкви, идя к утренней Мессе. Вероятно, последними звуками на земле, которые он услышал, был перезвон колоколов, сзывающих верных к утренней молитве.

Мэтт Талбот умирает 7 мая 1925 года, в праздник Святой Троицы. Через шесть лет начинается процесс подготовки документов для причисления его к лику блаженных. В 1975 г. Папа Павел VI признает его героические заслуги и открывает путь к его беатификации.

Анна Гольдина

Читать полностью: tauspb.wordpress.com

Иллюстрация: www.togherparish.ie