Наше призвание — выше мнения окружающих

Я помню первую мысль в моей голове, когда я пришёл в семинарию и начал своё религиозное и священническое образование. Это не была мысль о большой жертве или необходимых изменениях в моей жизни. Это не была мысль о требовании обетов безбрачия, послушания и бедности.

Моя первая мысль, я должен признать, была о том, что другие подумают о моем выборе. Одобрят ли они или отвергнут меня, похвалят или будут насмехаться, поддержат меня или попытаются отговорить? Я осознал, что, если я хочу полностью принять своё призвание, мне придётся преодолеть невероятную сложность – общественное мнение. Эта борьба продолжается по сей день.

Как существа социальные мы чувствуем некую связь друг с другом. Наши порывы часто сопровождаются внутренним вопросом: «А что другие подумают об этом?» Но если мнение окружающих – это первое и единственное, что сподвигает нас на добрые дела, значит, нам не хватает внутренней свободы. Рабское подчинение человеческому мнению указывает на незрелость нашей свободы.

Иисус пришёл в Иерусалимский храм, где Он был представлен ребёнком и где много раз участвовал в праздновании еврейской Пасхи. Он увидел, что люди в храме делали что угодно, но не прославляли Его Отца, как полагалось: «и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег» (Ин 2:14).

Что же Он сделал? Чтобы ответить на это возмутительное поведение в храме и все равно остаться в безопасности, Он мог бы созвать Синод о правильном поведении в храме. Он также мог бы сформировать комитет учеников, которые будут изучать ситуацию и дадут свои рекомендации для её исправления в будущем. Но разве этого требовала от Него любовь к Отцу в тот момент?

Как Господь Он знал, что они скажут и сделают, если он очистит храм плёткой. Он знал, что позже они ложно обвинят Его за слова и действия: «и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его» (Мф 15:29). Он знал, что они используют это для насмешек и издевательств во время Его мучений на кресте: «Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!» (Мк 15:29).

Хорошо зная, что Его действия будут стоит Ему боли и смерти, Он все равно решил сделать то, чего любовь к Отцу требовала от Него в тот момент, и очистил храм. Он очистил храм ради Отца. «И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин 2:16). Эти действия показывают, что Иисус абсолютно свободен и действует добровольно, всегда делая добро, которое требует от Него любовь к Отцу.

Только если мы тоже свободны, и действуем, и растём в нашей свободе, общественное мнение не может победить нас и затушить вдохновение от Господа к добрым делам. Мы никогда не должны недооценивать силу человеческого мнения в способности уничтожить божественное вдохновение в нас.

Как мы можем возрастать в этой свободе? Только принимая свободу, которую даёт нам Сам Бог, и совершая раз за разом наш свободный выбор. Свобода – это и великий дар от Бога, и огромная ответственность, возложенная на нас. 

Господь сначала освободил Свой народ от египетского плена и только потом дал ему заповеди. «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх 20:2-3). После освобождения израильтяне должны были использовать эту свободу, чтобы действовать и расти в свободе и верности Божьим заповедям.

Через смерть и воскресение Иисуса Христа Господь освободил нас от власти греха, эгоизма и самоцензуры, которая так легко попадает под влияние общественного мнения. Мы причастники Его Духа и Самого Христа, нового несокрушимого храма Господа: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин 2:19). Тот же самый Дух двигает нас к большей свободе, постоянно вдохновляя нас на добрые, истинные и прекрасные дела для Господа, начиная с соблюдения Его заповедей. Во Христе, который «знал, что в человеке» (Ин 2:25), мы можем преодолеть страх общественного мнения, потому что мы свободны и удостоены Его Духа, чтобы действовать и расти в этой свободе.

Как много примеров такого порабощения человеческому мнению мы находим в Церкви. Духовенство не учит и не укрепляет христианскую веру и мораль, боясь быть названными гомофобами или слишком косными. Мы претворяемся, что не видим зла, которое уничтожает наших близких, из-за страха показаться осуждающими. Мы остаёмся в молчании перед лицом скандального поведения, потому что боимся, что нас примут за фанатиков. Мы поддаёмся многим формам сексуальной развращенности нашего времени, потому что не хотим подвергнуться остракизму или показаться ханжами. Многие оставляют или априори отвергают священническое или монашеское призвание, так как нам удобнее быть конформистами, нежели убежденными последователями Христа.

Зло растёт и распространяется в нашей жизни, в Церкви и в мире, так как мы охвачены заботой о человеческом мнении. Мы не думаем: «Что видит Бог», потому что заняты вопросом: «Что подумают или скажут люди?». Наш грех бездействия из-за страха общественного мнения множит тяжкие грехи, потому что мы душим эту внутреннюю свободу, необходимую для добрых дел, которых от нас ждут Господь и наши ближние.

Не поздно начать бороться со страхом человеческого мнения через развитие внутренней свободы и послушание заповедям Господа. Мы всегда будем социальными существами, которых волнует мнение окружающих. Но мы также дети Господа в Иисусе Христе, соединённые с Ним и живущие в Нем, как в Его Храме. Поэтому людское мнение не может и не должно руководить нашими действиями и мотивами. Мы можем принять свободу, которую Христос 

даровал нам, и быть послушными Ему в этой свободе, творя добро, которого Любовь просит от нас, несмотря на мнение окружающих.

Иисус Христос, которого мы познаем в Евхаристии, также предупредил нас об опасности поддаваться человеческому мнению: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лк 9:26). Вкратце, наше вечное спасение зависит от того, как мы встретим и преодолеем страх общественного мнения и в тоже время – последуем законам Божьим в полноте любви.

Христос, живущий в нас, всегда будет вдохновлять нас на великие дела во имя Господне и ради спасения душ. Его милосердие будет пребывать в достатке, и Он щедро вознаградит нас сейчас и в будущей жизни. Чтобы Его постоянное вдохновение и милость не были напрасны, мы должны возрастать в свободе, которая поможет преодолеть общественное мнение.

о. Ннамди Монем, OMV

Источник (англ.): Catholic Exchange

Перевод: Юлия Кабьер