Многоликое мужество

23 февраля — это, несомненно, светский праздник, но ничто не мешает нам использовать его, чтобы поговорить о мужестве и о фигуре мужчины в современном мире. Об архетипах, Толкине и первенстве внутренней силы над внешней размышляет американский католический блогер, автор проекта Catholic Gentleman, Сэм Гузман.

В современной культуре понятие «мужество» было отложено в дальний ящик, и, надо заметить, ящик давольно маленький. Единственно принятая версия настоящего мужчины одномерная: агрессивен, накачен, опасен и не чувствителен.

В более вменяемые времена это было не так. Было много архетипов мужества. Военный. Поэт. Философ. Король. Некоторые, особые мужчины соединяли в себе все вышеперечисленные характеристики; среднестатистические мужчины не были менее мужчинами, если воплощали в себе только одну из таких ролей. Мужество имело много лиц. Так же, как и сейчас.

Храбрость находится в неожиданных местах

Добродетель мужества универсальна. Такие черты как храбрость, сила, дисциплина, выносливость и желание защищать добро проходят через все культуры и выражения мужественности. Но нам надо поминать, что все эти добродетели не выражаются одинаково.

Музыкант может проявить храбрость, неустанно репетируя сложные композиции, с которыми, на первый взгляд, невозможно справиться. Художник может проявить храбрость невероятным трудом дисциплины в покорении своего ремесла долгие годы. Мужчина может даже проявить храбрость через борьбу с внутренними демонами депрессии и зависимости — борьбу, которую увидят немногие, но это не делает ее менее значительной. Мы все победители драконов в душе, но драконы наши не похожи друг на друга.

Пример такого разнообразия мужественности можно найти в романе Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец». Там мы видим героических воителей, таких как всадники Рохана, Арагорн или Боромир. Эти мужчины опасны в битвах и ведут за собой других.

Но самое важное в истории Толкина — то, что основными её героями неожиданно являются хоббиты. Фродо и Сэм не только физически малы, но и в целом недооценены и часто на них не обращают внимания. Далекие от образа бесстрашных воинов, они создания, любящие домашний комфорт родных мест и простые радости жизни. Но именно их преданность, внутренняя стойкость и неустрашимая, порой безрассудная храбрость, спасает Средиземье.

Невидимое — вот что имеет значение

Мы, мужчины, часто акцентируем внимание на внешних атрибутах мужественности. Нас слишком волнует наружная сила и недостаточно — сила духа и характера. Это очень поверхностно. Некоторые из самых физически сильных мужчин являются самыми незрелыми и не мужественными внутри. Мы свели мужественность до случайностей и не обращаем внимания на самое важное, и это ошибка.

Физическая сила действительно может быть полезна и не должна игнорироваться, но это не самое главное, что делает мужчину мужчиной. Повар, виолончелист, поэт или писатель — все они способны быть настоящими мужчинами, даже если они никогда не стреляли из пистолета, не побеждали в спортивном соревновании или не снимали шкуру с оленя. Микеланджело был не менее мужествен, чем генерал Паттон.

Самое важное — это то, что внутри. Несмотря на особенности характера, пристрастия или черты, мы все можем развивать в сердце добродетель мужества. Мы все можем быть стойкими и храбрыми. Давайте стремиться к этому, и да поможет нам Всемогущий Бог!

Сэм Гузман

Источник (англ.): catholicgentleman.net

Перевод: Юлия Кабьер

Иллюстрация: Lehel Kovacs для The Guardian