«Я специально не ищу никаких переживаний, особого опыта, просто делюсь этим временем и своим дыханием с Господом». Об опыте Иисусовой молитвы, получившей переосмысление в Обществе Иисуса в последние десятилетия, рассказывает священник Штефан Липке, SJ.
В далекие 1970-е годы во время диктатуры в Аргентине среди многочисленных арестованных оказался отец-иезуит венгерского происхождения Франц Ялич (1927-2021), служивший в районе Буэнос-Айреса, в котором было много коммунистов. Его обвинили в том, что он тоже коммунист, но это оказалось неправдой. На протяжение примерно пяти месяцев его держали в камере, почти всё время со связанными руками и часто с закрытыми глазами. Тем не менее, он вышел из тюрьмы более радостным и с более глубокой верой, чем до ареста.
Примерно через 30 лет у меня была возможность познакомиться с ним, так как он уже давно жил в Германии и предлагал особую форму духовных упражнений, в которых и мы во время новициата приняли участие. Эти упражнения были построены на его молитвенном опыте во время заключения. Разумеется, этот опыт был без книг или любых других средств: без четок, икон и т.д. Вместо этого было то, что лично для меня стало ценным: простое повторение имени Иисуса Христа: на вдох – «Христе», на выдох – «Иисусе».
У этой практики есть глубокие корни. Ведь уже в Послании к Римлянам (10:13), и даже уже у пророка Иоиля (2:32), написано, что, «кто ни призовет имя Господне, спасется». Что осталось тогда заключенному, о месте нахождения которого никто ничего не знал, у которого не было возможности ни исповедоваться, ни служить Евхаристию, кроме этой простой возможности: призывать имя Господне, снова и снова. Ведь «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4:12).
Поэтому неслучайно Игнатий Лойола выбрал для своей общины, а затем — для ордена это название: Compañía de Jesús, сообщество Иисуса. И неслучайно у иезуита, пока он живет мирно в иезуитском доме, перед глазами всё время это имя, особенно его первые три греческие буквы: IHS, чтобы не забыть, что именно Он является нашим спасением, как переводится еврейское слово Йешуа, которым назвали Младенца на восьмой день после рождения, по случаю обрезания.
А когда у отца Франца Ялича, пастыря и преподавателя, отобрали все возможности видеть глазами красивые картины, резные работы или даже гостии с буквами IHS, то ему осталось в своем сердце призывать Спасителя, вздыхать к Нему, снова и снова, каждую минуту, когда не спал и не был занят иными делами, т. е. когда не давали (всего лишь пару минут в сутки) есть или пить, умываться или сходить в туалет. Разумеется, при этом он когда-то потерял счет, уже не помнил, какой сегодня праздник святого или даже день недели, но всегда помнил, что рядом с ним Иисус Христос, наш Спаситель и помазанник Божий.
Разумеется, здесь дыхание тоже играет важную роль. Индуисты связывают с дыханием слог «ом», напоминающий абсолютное, а некоторые мусульмане-суфии — имя «Аллах». Иудеи же и христиане помнят, что «дыхание жизни» не является собственностью человека, а даром Божиим (Быт 2:7). Поэтому стоит связывать с дыханием желание быть с Господом. Поэтому и православные, практикующие Иисусову молитву, связывают обращение «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» с дыханием. А Игнатий Лойола в конце Духовных упражнений предлагает молящемуся дальше, в ежедневной жизни, произносить молитвенные слова под «порядок мерных выдохов и вдохов» (ДУ 260).
Лично я убедился в том, что такое частое повторение имени Иисуса помогает мне быть сосредоточенным и спокойным, когда я окружен суетой, когда нет возможности уединяться, спокойно читать Св. Писание и т.д. Можно тихо, ни для кого не заметно молиться в транспорте или даже во время длительных поездок, например, на поезде. При этом я специально не ищу никаких переживаний, особого опыта, просто делюсь этим временем и своим дыханием с Господом. Тогда сами собой будут возникать воспоминания, библейские образы или переживания, которые можно отдать Господу. Затем, можно быть, наступит полное спокойствие.
Но, опять же, то или иное переживание — далеко не главное. Главное — обращаться к Господу, призывать Его, ведь только в Его имени — наше спасение. И примечательно, что сам о. Франц Ялич, который всю жизнь так много говорил о дыхании, в начале 2021 года умер от осложнений Covid-19, то есть от невозможности дышать. Но ведь и Сам Иисус погиб, задохнувшись на кресте.
о. Штефан Липке, SJ
Изображение: www.schloss-mannheim.de