Молитва: как и когда

Достаточно ли молиться только тогда, когда этого мне хочется?

Нет, тот, кто молится, только по хотению и настроению, несерьёзно относится к Богу и бросит молитву. Молитва держится благодаря верности.

* * *

«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол 4, 2).

«Душа, не понуждающая себя к молитве, мертва и несчастна» (Св. Иоанн Златоуст).

* * *

См. ККЦ 2650

Можно ли научиться молиться по Библии?

Библия — словно источник молитвы. Молиться словом Божьим означает использовать слова и события Библии в собственной молитве. «Не знать Писания – не знать Христа» (св. Иероним).

Священное Писание, особенно псалмы и Новый Завет, – это драгоценное сокровище; в нём собраны самые красивые и сильные молитвы иудео-христианского мира. Чтение этих молитв объединяет нас с миллионами молящихся всех времён и культур, и прежде всего с самим Христом, Который присутствует во всех этих молитвах.

* * *

«Прежде всего, Евангелие обращается ко мне во время моей молитвы; в нём я нахожу всё, в чём нуждается моя бедная душа. Я постоянно открываю что-то новое, сокровенные, тайные смыслы» (Св. Тереза из Лизьё).

* * *

«Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей» (Пс 118, 164)

* * *

См. также ККЦ 2652–2653

Как моя личная молитва связана с молитвой всей Церкви?

В публичном богослужении Церкви – в Литургии Часов и в Святой Мессе – общие молитвы берутся из Священного Писания или основаны на Предании Церкви. Они объединяют отдельного верующего с молящей общиной Церкви.

Христианская молитва – это не частное дело, но она имеет очень личный характер. Личная молитва очищается, ширится и укрепляется, когда она регулярно вливается в молитву всей Церкви. Сколь величественным знаком является то, что повсюду на земле верующие люди в одно и то же время объединяются в одних и тех же молитвах и потому воспевают единую хвалебную песнь Богу.

* * *

См. также ККЦ 2655–2658, 2662

Какова христианская молитва?

Христианская молитва – это молитва в вере, надежде и любви. Она постоянна и покоряется Божьей воле.

Тот, кто молится как христианин, выходит за пределы себя самого и одновременно предаёт себя единому Богу и Владыке, исполняется веры; в то же время он возлагает на Бога все свои надежды – что Он его слышит, понимает, принимает и совершенствует. Святой Иоанн Боско однажды сказал: «Чтобы познать волю Божью, необходимы три действия: молитва, ожидание, принятие совета». В конечном счёте, христианская молитва всегда является выражением любви, происходящей из любви Христа и ищущей Божественной любви.

* * *

«Сохраняй свою душу в мире. Позволь Богу действовать в тебе. Впускай те мысли, которые возносят тебя к Богу. Широко распахни окно своей души» (Св. Игнатий Лойола).

* * *

См. также ККЦ 2656–2658, 2662

Как моя повседневная жизнь может стать школой молитвы?

Каждое событие, каждая встреча может стать импульсом для молитвы. Ведь чем глубже наше единство с Богом, тем глубже мы понимаем мир вокруг нас.

Тот, кто уже с утра ищет единения со Христом, тот может благословлять людей, встречающихся ему по дороге, даже своих противников и врагов. В течение дня он препоручает все свои заботы Господу. Он более умиротворён внутри себя, и излучает обретенный им мир. Суждения и решения он принимает, спрашивая себя, как бы поступил Иисус. Он преодолевает страх благодаря близости Бога. В трудных ситуациях у него есть поддержка. Он носит в себе покой небес и тем самым несёт его в мир. Он исполнен благодарности и радости за всю красоту мира, но он также может переносить тяготы повседневной жизни. Это внимание к Богу возможно даже во время работы.

* * *

«Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя» (Песн 3, 2)… И не только по городу, но от города к городу, от народа к народу, от одной части света к другой, через все земли, по дорогам и тропам я пройду, чтобы найти Его. Чтобы покой воцарился в моей душе. Я буду искать Его в обыденности, в повседневных заботах, которые не смогут мне помешать – напротив, они станут той тропой, по которой я приду к своей любви, и той почвой, на которой она будет возрастать» (Св. Хосемария Эскрива (1902–1975), испанский священник, основатель Opus Dei).

* * *

См. также ККЦ 2659–2660

Можем ли мы быть уверены, что наши молитвы достигают цели?

Наши молитвы, которые мы возносим во имя Иисуса, направляются туда же, что и молитвы самого Иисуса: к сердцу Отца Небесного.

Мы можем быть уверенными в этом, если мы доверяем Иисусу. Ведь Иисус снова открыл нам дорогу на небо, закрытую из-за греха. Поскольку Иисус есть путь к Богу, христиане завершают свои молитвы словами: «Через Христа, Господа нашего. Аминь».

* * *

См. также ККЦ 2664–2669, 2680–2681

Как Святой Дух участвует в нашей молитве?

Библия говорит: «Мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим 8, 26).

Мы можем молиться Богу лишь вместе с Богом. То, что наша молитва действительно дойдёт до Бога, – это в первую очередь далеко не наша заслуга.Мы, христиане, получили Духа Иисуса, жаждавшего быть одним с Отцом; полнившегося любви, желания слушать и быть услышанным Другим, понимать Другого, желать именно того, что хочет Другой. Этот Святой Дух Иисуса живёт в нас: Он говорит в нас, когда мы молимся. По сути, когда я молюсь, в глубине моего сердца Бог говорит с Богом. Святой Дух помогает нашему духу молиться. Поэтому мы должны снова и снова говорить: «Приди, Святой Дух, приди и помоги мне молиться».”

* * *

«Святой Дух – это Дух Иисуса Христа, Дух, Который соединяет в любви Отца с Сыном» (Бенедикт XVI).

«О, приди к нам, Дух Святой, и небесный луч пошли света незакатного…» (Секвенция Пятидесятницы).

«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших» (Рим 8, 26)

* * *

Почему обращение к святым помогает нашей молитве?

Святые – это воспламенённые Святым Духом люди. Они поддерживают Божий огонь в Церкви. Святые ещё во время земной жизни были пламенными молитвенниками, увлекающими за собой других людей. В их близости молиться легче. Мы, конечно, не поклоняемся святым, но мы можем взывать к ним, пребывающим в раю, чтобы они стали ходатаями за нас пред престолом Божьим.

Вокруг великих святых образовывались особые школы благочестия (духовность), которые, как разные цвета спектра, все вместе указывали на чистый свет Бога. Все они исходят из какого-то фундаментального элемента веры, чтобы потом, каждый через свои ворота, повести нас в глубь веры и преданности себя Богу. Так, францисканская духовность начинается с духовной бедности, бенедиктинская – с хвалы Богу, а игнатианская (иезуитская) – с распознания и призвания. Духовность, к которой в зависимости от индивидуальных склонностей человек чувствует влечение, всегда является школой молитвы.

* * *

Духовность — та или иная форма благочестия и духовной жизни в Церкви, сложившаяся в определенной среде в ходе реальной духовной практики, проникнутой Святым Духом. Так, например, можно говорить о духовности бенедиктинской, францисканской, доминиканской и т.п.

* * *

«Не все святые стали святыми одним и тем же путём. Есть такие, которые не смогли бы жить вместе с другим святым. Не все шли одинаковым путём. Но все были приняты Богом» (Св. Иоанн Мария Вианней).

* * *

См. также ККЦ 2683–2684

Повсюду ли можно молиться?

Да, молиться можно в любом месте. Однако католик всегда ищет места, где особым образом «пребывает» Бог. В первую очередь это католические храмы, где наш Господь присутствует под видом Хлеба в Дарохранительнице .

Важно, чтобы мы молились повсюду: в школе, в метро, на вечеринке, в компании друзей. Весь мир должен быть проникнут благословением. Но также важно, чтобы мы посещали святые места, в которых Бог, так сказать, ждёт нас, чтобы мы отдохнули в Его присутствии, чтобы Он укрепил нас, наполнил и направил. Настоящий христианин всегда не просто ищет достопримечательность, когда он посещает церковь. Он остаётся здесь на мгновение в тишине, молится Богу и обновляет свою дружбу с Ним и любовь к Нему.

* * *

См. также ККЦ 2691, 2696

Когда следует молиться?

С древнейших времён христиане молятся как минимум утром, в обед и вечером. Тот, кто не молится регулярно, вскоре совсем перестанет молиться.

Нельзя любить человека, а при этом в течение дня не оказывать ему никаких знаков внимания. Так и с Богом: человек, который действительно ищет Его, будет снова и снова посылать Ему сигналы – знаки того, что он жаждет близости и дружбы. Встать утром, и посвятить день Богу, испрашивая Его благословения и Его «присутствия» во всех наших встречах и нуждах. Поблагодарить Его, особенно за обедом. Вверить всё в Его руки в конце дня, попросить у Него прощения и мира для себя и для других. Удавшийся день – это день, полный проявлений жизни, которые мы приносим к Богу.

* * *

«Я приглашаю вас искать изо дня в день Господа, Который не хочет ничего иного, как сделать вас счастливыми. Поддерживайте с Ним крепкие и длительные отношения в молитве, найдите в вашем распорядке дня время, когда вы ищете только Его общества. Если вы не знаете, как молиться, то попросите Его научить вас, и попросите Его Небесную Матерь молиться с вами и за вас» (Бенедикт XVI, обращение к голландской молодёжи, 21.11.2005).

* * *

«Духовно мы достигаем при помощи молитвы всякого Божьего творения – от далёких планет до глубин океана, уединённой монастырской часовни и заброшенного храма, абортария в одном городе и тюремной камеры в другом: то есть поистине и небес, и врат ада. Мы связаны со всякой частью творения. Мы молимся вместе с любым созданием и о любом создании, чтобы все, за кого была пролита кровь Божьего Сына, были спасены и освящены» (Мать Тереза).

* * *

См. также ККЦ 2697–2698, 2720ъ

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)