25 февраля 2024 года, во второе воскресенье Великого поста, Архиепископ Павел Пецци освятил деисис – мозаичный триптих, подаренный Кафедральному собору Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве художниками Алексеем Загорским и Ириной Клиновой. Ольга Хруль встретилась с Алексеем Загорским в его мастерской, чтобы поговорить об этом неожиданном даре.
Биографическая справка:
Художники по мозаике Алексей Анатольевич Загорский и Ирина Григорьевна Клинова более 30 лет работают в соавторстве. Оба окончили МГХПА им. Строганова, члены ТСХР, международной ассоциации дизайнеров VATIKAM. Создают работы в стиле флорентийской и римской мозаик из самоцветного камня. Мозаики Загорского и Клиновой находятся в Троице Сергиевой Лавре и Серафимо-Дивеевском монастыре, в собрании Музеев Московского Кремля, Ватикана, музее «Самоцветы» (Москва), в кафедральном cоборе Москвы и частных собраниях. Участники, дипломанты и лауреаты московских, всероссийских и международных выставок: неоднократно 1 место на выставке «Золотой глобус», Дипломы имени Дионисия («За монументальную живопись и иконопись»), медаль «За служения искусству», памятная медаль от Иоанна Павла II, дипломы выставок «VATIKAM».
Алексей Анатольевич Загорский: «Эти мозаики – для общения, для рассматривания, для разговора, для молитвы»
Я художник, работающий в технике флорентийской и римской мозаики из самоцветного камня.
В Кафедральном соборе четыре наши мозаики (наши – так как сделаны в соавторстве с Ириной Клиновой). Над входом «Богоматерь Владимирская» (римская мозаика из камня) и флорентийские мозаики триптих-деисис.
Я верующим себя не считаю. Я просто художник, который работает в этой теме много-много лет. Эти мозаики – для общения, для рассматривания, для разговора, для молитвы, «на подумать».
Так получилось, что меня эта тема затянула и я в ней работал.
По образованию я реставратор икон, но в реставрацию не пошёл. Доучился в Строгановке, тогда и понял, что это не моё. Уже в процессе обучения я решил пойти в сторону мозаики и там же, в Строгановке, начал делать первые флорентийские мозаики, хотя от Церкви заказы приходят именно на римские.
О сотворчестве с Ириной Клиновой
С Ириной мы работаем вместе столько, сколько себя помню. Ира сразу после школы поступила в лаборантки в Строгановку, и я туда же в это время поступил. И вот мы на одной кафедре вместе работали. Я там проработал семь лет, Ира проработала два года и поступила на интерьер, потом я доучивался в вечерней школе, потом поступил на отделение подготовки мастеров реставрации, но так как я был уже сотрудником Строгановски, то меня там и оставили: на дневном я учился и на дневном же работал в одно и то же время. Потом я узнал флорентийскую технику и влюбился в неё. Дальше пошла моя жизнь именно в этом направлении, и теперь около сотни работ мы сделали вместе с Ириной.
Ира как раз верующий человек. А я… Если я не согласен, у меня характер такой, что я начинаю возражать хотя бы внутренне. Слушать священника и внутренне возмущаться, возражать – как-то это неправильно, а в послушники я не гожусь – я художник, это моё гражданство, национальность, вероисповедание и убеждения.
А собор мне ваш очень нравится. Люблю готику, хоть и это псевдоготика, зато красота настоящая. Очень хорошо там. Я люблю туда приходить, иногда – на службы, атмосфера очень приятная. И просто посидеть, когда никого нет, – особое удовольствие, просто в пустом помещении послушать воздух, тишину. Сейчас мне трудно ходить и я прихожу гораздо реже. У меня нет машины, хожу я с палочкой, а от метро неблизкий путь.
О мозаике, подаренной Папе Иоанну Павлу II
Когда-то давно я очень много делал работ для Православной Церкви – это было и в Лавре, в Дивеево, там же – в Казанском соборе. Наши работы есть и в Кремле, в Оружейной палате. Мы с Ириной Клиновой уже более 30 лет вместе работаем как соавторы.
История передачи наших мозаик католикам такова: одну из мозаик (это был первый раз) мы решили передать Папе Римскому Иоанну Павлу II. Естественно, я никогда никуда не ездил, не в моем это характере. Была тогда в Москве церковная экуменическая радиостанция на Моховой, на факультете журналистике. Называлось это Христианский церковно-общественный канал – это был винегрет разных радиостанций. Православная часть называлась «София», католическая, которой руководил П.Д. Сахаров, называлась «Дар». И была такая руководительница этой радиостанции – Ирина Алексеевна Иловайская-Альберти. Мы передали мозаику ей. Туда пришли, ей вручили, отдали – она её отвезла и передала Римскому Папе. С большими сложностями, но она-то его знала, поскольку была его другом. Они активно дружили, и она могла приезжать к нему запросто домой. И эта мозаика была у него в личных покоях, насколько я знаю. Где она сейчас, конечно, я не знаю.
Тогда мы работы не подписывали. Мы не хотели чтобы о нас знали. Это всё был анонимный дар, и в благодарность Папа Римский нам передал вот эту медаль, в каком году – уж не помню.
Мозаики для московского Кафедрального собора
Потом была вторая мозаика, переданная в дар уже Кафедральному собору в Москве – Владимирская Божья Матерь над входом в храм. Она наверху, это очень хорошая работа, но, к сожалению, её очень плохо видно на выбранном месте.
Это мозаика делалась очень долго, практически четыре года с перерывами. Я серьёзно болел, были операции, потом возвращался вновь к этой работе.
Сделав триптих в 2017 году, мы поняли, что продавать такую вещь рука не поднимается и просто решили передать её вашему собору.
Фотографии триптиха я принёс настоятелю «на посмотреть» в ноябре 2022 года – вот сколько пришлось дожидаться, пока было принято решение. В июле у нас забрали сами мозаики и только недавно их поставили в храме, а всё остальное время я ходил и клянчил: «Когда? Я хочу дожить и увидеть их на этом месте!»
Когда всё поставили, я успокоился, посмотрел, немножечко вмешался, закрыв крюки пластиковыми трубками, маленечко их прикрыл, надев на этот никель, чтобы не так бил в глаза металл.
Ну вот, теперь я увидел, успокоился. Теперь они нашли свой дом, я поистине счастлив! Отец Дмитрий (Новоселецкий, настоятель Кафедрального собора, – Прим. ред.) обещал меня позвать на освящение мозаики, потому что все ждали владыку Павла.
Теперь уже забота настоятеля сделать подсветку под этими мозаиками.
25 февраля Архиепископ Павел Пецци освятил триптих во время воскресной Суммы, в присутствии художника Алексея Загорского. Ирина Клинова не смогла присутствовать на богослужении.
Полный фотоотчёт Ольги Хруль: ВКонтакте
Рядом с триптихом в Кафедральном соборе вы найдете краткое описание:
Де́исус (греч. δέησις — прошение, моление), или Деисис — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Иисуса Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от Него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества (трёхфигурный деисус).
Под описанием мозаики располагается молитва о христианском единстве:
Отче Предвечный, по Твоему бесконечному милосердию Ты послал Единородного Сына Твоего, Который стал Человеком, чтобы умереть на кресте ради спасения человеческого рода. Он, Господь наш Иисус Христос, заповедал нам молить Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Лк. 10. 2).
Итак, мы, недостойные слуги Твои, молим Тебя: ради того же бесконечного милосердия Твоего, ради тайны искупления и драгоценной Крови, пролитой Иисусом, Божественным Сыном Твоим, для спасения всего мира, ради безмерных Его заслуг и заслуг Его Церкви и особенно ради заслуг Пресвятой Девы Марии, Царицы Небесной – навсегда зажги в сердцах всех людей Твоих огонь Твоей божественной любви, чтобы они всею душою заботились о своем вечном спасении и вечном спасении ближних и чтобы скорее на земле было одно стадо и один Пастырь (Ин 10. 16), да восславится в вышних вовеки Твоя божественная милость.
Уповая на Твою благодать, о которой мы просим, мы взываем ко всем сонмам небесным, чтобы и они вечно славословили Тебя, говоря: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Материал подготовила Ольга Хруль
Фото обложки: Ольга Хруль