На этой неделе в Римини завершается ежегодный Митинг дружбы народов, организуемый Движением «Общение и освобождение» (Communione у Liberazione). Среди множества выставок и лекций этого года, в понедельник, 22 августа, состоялась встреча под названием «Ислам в Европе: каков он?» (QUALE ISLAM IN EUROPA?), в которой приняли участие верховный муфтий Хорватии Азиз Хасанович и доцент Католического университета Милана (Università Cattolica del Sacro Cuore) Ваэль Фарук. Последний подготовил небольшое свидетельство о том, как родилась эта встреча.
Единственная страна в мире, в которой нет террористов и исламская община которой не была затронута радикальными тенденциями, это Хорватия. Этот любопытный факт заставил меня отправиться туда. Поиски привели меня в главную мечеть Загреба, а затем — в дом муфтия Хорватии, Азиза Хасановича. Он встретил меня с широкой улыбкой. Я представился, рассказал ему о том, чем занимаюсь, и о том опыте любви и дружбы, который изменил мою жизнь много лет назад, после участия в Митинге в Римини. Когда я рассказал ему о моей встрече с Папой, верховный муфтий остановил меня и предложил вместе помолиться за этого великого духовного лидера. Кроме нас в небольшой комнате был только секретарь муфтия, так что молитва о Папе была чистым актом любви.
Муфтий Хорватии учился в Католическом университете Загреба. Он пережил реальный опыт дружбы со своими однокурсниками, которые впоследствии стали священниками и епископами. Все спрашивали его в изумлении: что ты здесь делаешь? И он отвечал: я здесь, чтобы узнавать и быть узнанным; я здесь, потому что встреча приносит плод, который нельзя найти в книгах, и этот плод — любовь.
Когда гонения на христиан на Ближнем Востоке стали обретать всё более драматические масштабы, муфтий по собственной инициативе отправился к Папе Римскому и сказал, что готов поехать в любую страну исламского мира, чтобы просить таких же прав для христиан в ней, какие имеют мусульмане в Хорватии. Только в прошлом году он посетил 18 стран, чтобы способствовать внедрению хорватской модели совместной жизни — не просто сосуществования — христианского меньшинства в исламском мире и исламского меньшинства в Европе. На саммите Организации Исламского Сотрудничества, в присутствии министров иностранных дел 57 исламских стран, он просил, чтобы христиане в их странах могли пользоваться такими же правами и свободами, какими пользуются мусульмане на Западе.
Встреча об исламе в Европе — как и все встречи Митинга — рождается не из абстрактных размышлений и не только из приглашения прочитать лекцию. Это провозглашение живого опыта, свидетельство того, что каждое человеческое сердце является плодородной почвой для взращивания древа любви. Такой человек, как верхновный муфтий Хорватии, знает ценность любви, ценность дружбы, ценность жизни. Человек, потерявший 36 членов своей семьи в битве при Сребренице. Сегодняшняя встреча свидетельствует о том, что только любовь способна победить зло и страдания.
Для всех трех аврамических религий любовь неразрывно связана с верой. Устная традиция приписывает пророку Мохаммеду следующее высказывание: «Никто из вас не уверует, пока не полюбит ближнего так же, как любит себя». Также и в Библии написано: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин 4:20). И ещё: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:39).
К сожалению, сегодня многие последователи аврамических религий преуменьшают эту заповедь, сводя её к сухой доктрине. Многие думают, что вера — это конец поисков, завершение пути. Однако этим они лишают своё сердце пульса, который один в состоянии актуализировать и обновить существующие религии. Этот пульс — поиск любви. Без этого поиска религии остаются заперты в своём прошлом, потому что невозможность обновить их в нашем опыте означает отказ от их присутствия. Любовь — это условие веры. Только тот, кто любит, может уверовать. Бог гораздо больше наших знаний о Нём. Истинно верующий постоянно движим любопытством узнать ещё больше о Боге, шаг за шагом укрепляясь в уверенности, что всё, что мы можем узнать о Нём, записано в нашем сердце. Сердце, однако, как камень, в котором сокрыт огонь: если вы потрете его, огонь горит; оставите — и огонь потухнет.
Чтобы развести огонь, камень должен соприкасаться с другим камнем — так же и сердце. Человек одинокий, изолированный от других, не может познать Бога. Путь к Богу — сердца других людей.
Ваэль Фарук
Источник (ит.): www.ilsussidiario.net
Фото: www.flickr.com